Текст для чтения или рассказывания
В дремучем лесу
Теперь у нас есть целых три буквы для гласных звуков - о, а, э! То
есть у нас есть всего три буквы. Как долго еще придется нам блуждать! Но
назад мы не вернемся.
Вьется сказка, как дорожка,
И куда-то нас ведет.
Даже боязно немножко:
Что-то впереди нас ждет?
Пусть узнаем мы в пути
Страхи и тревоги,
Мы должны вперед идти,
Не свернем с дороги. —
(Дети повторяют за педагогом слова. Можно в это время шагать на месте.)
Идем дальше: оклубок впереди бежит, к новой сказочной цели спешит.
Буква а от дождя укрывает, буква э язычком болтает.
Дорожка свернет то там, то здесь. И вот привела нас в дремучий лес.
Мы думали, наш клубок остановится, а он в темный лес забежать торопится. Придется за ним идти. Как бы не заблудиться в пути!
В лесу мыши пищат, совы кричат, кроты землю роют, волки воют:
-У-у-у!..У-у-у!..
Только бы не попасть в беду! Видим - бук. На буке - сук. И на этом
суку в паутине да во мху висит знак для звука [у], хвостиком болтает,
нас поджидает! Не зря мы от страха дрожали: новую букву в лесу отыскали!
(После последних слов сказочного текста педагог показывает детям
картинку с буквой у, затем вместе с детьми произносит рифмованные
строки, настраивающие на выполнение заданий:
Делу время, потехе час.
Время занятий настало для нас!)
Задания для детей
1. Педагог дает детям задание: «Возьмите палочку-рисовалочку и нарисуйте красивую букву у. Не забудьте произнести заклинание: Щу-щу-щу, чу-чу-чу,
Это то, что я хочу.
Нужен мне вот этот знак.
Я его рисую так!»
2. Педагог дает следующее задание: «Прочитайте нарисованные буквы, разбудите спрятанные внутри звуки».
3. Педагог просит детей вспомнить, как страшно выли в лесу волки, и
попробовать протянуть: «У-у-у!», затем объясняет: «Долго не замирает
звук [у]. Значит, он... Верно, гласный, как и звуки [а], [о], [э].
Буква у, которую мы нашли, обозначает гласный звук».
4. Педагог дает задание детям придумать слова, которые начинаются со
звука [у], в каких звук [у] слышится в середине, в конце слова.
Словарик: утка, уж, утро, урна, уголь, умный; гусь, звук, сук, друг,
круг, руль, дуб; дружу, кружу, брожу, дрожу, сижу, ношу, вожу, гну, рву.
5. Педагог показывает детям картинки. Под картинками -
слова с пропущенными буквами у (...ж (уж), кр...г (круг), м...ха
(муха)). Затем педагог дает задание рассмотреть картинки и сказать, что
на них нарисовано, ответить на вопрос: «Какие две картинки можно было бы
объединить в группу, а какую картинку исключить?»
6. Педагог дает задание детям: «Еще раз четко произнесите слова «уж»,
«круг», «муха». Во всех них четко слышится звук [у]. В каких словах он
слышится в начале, в каких - в середине?»
7. Педагог просит детей вставить в слова под картинкой вместо
пропусков букву, обозначающую звук [у], для чего вызывает троих к доске
или в центр круга, где лежит плакат.
8. Педагог дает задание скопировать слова.
9. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разноцветных букв у.
|