Беседа с детьми
Дети и педагог рассматривают рисунки, сделанные дома. Затем педагог
просит детей ответить на вопросы: «Найдите на рисунках буквы а и буквы
у. Какие слова можно сложить из этих букв?», «Какой звук обозначает эта
буква (буква а)? А эта (буква у)?», «А и у состоят из голоса. Как
называются такие звуки?», нарисовать слово «ау», которое должно вывести
нас из сказочного леса.
Текст для чтения или рассказывания
Черные носы, длинные усы
Кончился дремучий лес. Оглянулись мы вокруг — впереди рытвины да
бугры. А из земляной дыры, из-под горы гнилой коры вылезают две крысы —
черные носы, длинные усы - и давай зубами клацать: «Клы-клы-клы!»
Но мы не растерялись, а громко рассмеялись:
- Крысы, крысы из дыры!
Отдавайте букву ы!
Крысы от досады пасти раскрыли, а мы букву ы раздобыли. Теперь и
буква ы у нас есть!» (Педагог показывает детям картинку со сказочной
буквой ы. Затем все вместе они произносят следующие рифмованные строки,
настраивающие на выполнение заданий:
Делу время, потехе час.
Время занятий настало для нас!)
Задания для детей
1. Педагог дает детям задание, комментируя его следующим текстом:
«Возьмите палочку-рисовалочку и нарисуйте красивую букву ы. Для нее
существует особое заклинание:
Буква ы вразвалочку
Ковыляет с палочкой.
Запомните: палочку буква ы всегда ставит справа».
2. Педагог показывает детям зашумованную картинку с буквой Ы и просит показать «спрятанные» в ней буквы. 3. Педагог дает детям задание придумать, как можно больше слов, в которых есть звук [ы].
Словарик: крыса, дырка, выдра, рыба, бык, сыр, дым, крыша; быть, плыть, рыть, выть, ныть; нет лисы, нет дыры, нет воды, нет
трубы.
Затем задает вопрос: «Есть ли среди слов такие, которые начинаются на
звук [ы]?» и комментирует ответ детей: «Таких слов нет. Удивительно!»
4. Педагог просит детей ответить на вопросы: «Попробуйте потянуть
звук [ы]. Он умеет петь?», «Да. Значит, этот звук тоже гласный. Какие
еще гласные звуки вы знаете?», «Чем они отличаются от звука[ы]?»
5. Перед детьми - картинки. Под картинками подписи с
пропущенной буквой ы (с...р, (сыр)р...ба (рыба), д...м (дым), 6...к
(бык)).
Педагог дает задание рассмотреть картинки, сказать, где слышится звук
[ы]: в начале, в конце или в середине слова, вставить пропущенные
буквы, обозначающие звук [ы], в слова под картинками.
6. Педагог просит детей ответить на вопрос: «Какие слова являются названиями животных?» и скопировать их.
7. Домашнее задание для желающих: «Несмотря на свою хромоту, буква ы любит гулять в горах. Можно нарисовать такую картинку:
Вот спускаются с горы
Две чудесных буквы ы.
Или такую:
Вот спускаются с горы
Три чудесных буквы ы».
|