Беседа с детьми
Занятие начинается со звуковых игр и игр с карточками или буквами на
кубиках. Дети распознают буквы, складывают из них слова-междометия.
Затем педагог предлагает послушать еще одну сказку.
Текст для чтения или рассказывания
Буквоедская сказка
Жил-был на свете мальчик Петя. Он очень любил и даже умел рисовать!
некоторые буквы: букву а, и букву о, и букву у, и букву э. И даже букву
ы, хотя она такая трудная! У нее кругленький животик и палочка, чтобы
опираться, когда по строчке ходишь.
Взял как-то Петя листочек бумаги и нарисовал домик, чтобы буквам было
где жить. В домике пять окошек. Из каждого окошка буква выглядывает,
песенку поет, а из трубы на крыше дым идет. (Педагог показывает детям
картинку, на которой нарисован домик с окошками и «поющими» буквами.)
Прошло несколько дней, и Петя научился рисовать новую букву - букву и в
новеньком берете. Буква и погляделась в зеркальце, представилась
обитателям нарисованного домика и спросила:
«Куда мне можно пойти погулять?»
Ведь именно с этой целью она носила берет! Тогда Петя быстро
нарисовал лес, где росли грибы и ягоды, чтобы буквы там гуляли и дышали
свежим воздухом. Разве мог он подумать, что как раз в этом лесу
поселится страшный, лохматый, горбатый, бородатый Дед-Буквоед1. Раньше
Дед-Буквоед жил в другой сказке, а потом она счастливо закончилась.
Буквоеду больше некого было пугать, и теперь он сидел без дела в лесу,
ковырял в носу и думал, как бы ему буквы в лес заманить и суп из них
сварить.
Думал-думал и придумал. Раздобыл себе красную шапочку, взял в руки
корзиночку, пришел к буквенному домику, сел под окошечко и давай
причитать тоненьким голоском:
- Ах, я бедная-бедная крошка! Как пойду я одна по дорожке? Как до бабушки я добегу? По пути заблудиться могу!
Добрые буквы из домика высыпали, Деда-Буквоеда окружили, на все лады его утешают, слезки вытирают: - Не плачь, бедная-бедная лапочка! Не плачь девочка в красной шапочке! Мы пойдем через лес с тобой, Чтоб не страшно было одной.
Дед-Буквоед одним глазом плачет, а другим смеется: как легко он буквы
обманул! Решили буквы «Красную Шапочку» через лес проводить. Буква и (и
краткое) ее за руку берет, буква о впереди идет, буква ы охраняет тыл,
буква э веселит изо всех сил, буквы а и у помогают кричать «Ау!» Повел
Дед-Буквоед буквы в лес. Идет и бормочет:
- Буквоед! Буквоед! Что ты сваришь на обед?
Спросит и сам себе отвечает:
- План твой был совсем не глуп: Буквы ты положишь в суп!
Буквы его спрашивают:
- Красная Шапочка! Что это ты говоришь? А Буквоед отвечает:
- Это я песенку пою. Для храбрости.
Пришли к избушке. Никакой бабушки там нет и отродясь не было! Зато в
печи огонь горит, на огне котел кипит. Сорвал Дед-Буквоед с головы
красную шапочку, схватил сачок и давай буквы ловить. Поняли а, о, у, э,
ы, и, что их обманули. Испугались - да поздно! Лишь подружка буква ы
быстро прыгнула в кусты. Всех остальных Буквоед схватил, посолил,
березовым соком залил и в котел опустил. Ложкой помахивает, живот свой
поглаживает, ждет пока буквы сварятся.
В это самое время Петя из детского сада вернулся. Посмотрел на
картинку, видит—никто больше в домике не живет, песни не поет. А над
лесом -гроза собирается, буквенный дым поднимается!
Схватил Петя свой игрушечный пистолет и побежал буквы спасать, даже
переодеться не успел. Ворвался в избушку, наставил пистолет на Буквоеда и
кричит:
Ах ты, гадкий Буквоед! Не получишь свой обед!
Буквоед тут задрожал и быстро-быстро убежал, по дороге котел уронил,
буквенный суп разлил! Вывалились вареные буквы из котла. Смотрит Петя на
них - не узнает. Нет ни а, ни о, ни э, ни у. И буква ы куда-то
пропала. Вместо них стоят! перед Петей какие-то незнакомые знаки.
(Педагог показывает детям \ картинки с изображением новых букв.) Петя
спрашивает:
- Здравствуйте! Вы кто? Незнакомые буквы ему отвечают:
-Мыя, ё, е и ю! Посмотрел Петя внимательно, прислушался и догадался:
пока буквы а, о, э, у варились, к каждой из них приклеился кусочек буквы
и вместе со своим звуком й. Получились совсем новые буквы. Каждая по
целых два звука в себе хранит.
В букве я сидят звуки [й] и [а], в букве ё - звуки й и [о], в букве е
- звуки [й] и [э], в букве ю - звуки й и [у]. Вот чудеса! Пошли они
домой. Буква ы, что в кустах пряталась, тоже с ними пошла. Дома папа
остро-остро наточил Пете карандаш, и он в каждом окошке ; нарисованного
домика очень красиво написал а, о, у, э вместо тех букв, что в котле
сварились и в я, ё, ю, е превратились. Двузвучным буквам Петя построил
домик по соседству. Тоже с треугольной крышей и с трубой.
Потом Петя обнес двор заборчиком и у ворот поставил сторожевую будку.
В будке поселилась буква й (и краткое), которую пришлось написать еще
раз, но ей это только на пользу пошло - такая она стала ладная да
красивая. Стали они жить-поживать, друг друга не обижать. А Петя на них
любовался и красиво писать старался!
Задание для детей
Домашнее задание:
1) вместе с Петей заполнить буквами окошки домиков на карточке к занятию;
2) для желающих: нарисовать картинку к сказке. |