Беседа с детьми
Педагог спрашивает детей, кто из них уже знает буквы; просивсех
желающих нарисовать на большом листе бумаги или на доси, те буквы,
которые им известны и ответить на следующий вопрос) «Для чего нужны
буквы и откуда они взялись?»
Педагог выслушивает версии детей и предлагает свою, сказочную;
Текст для чтения или рассказывания
Жил-был...
- Принц?
- Нет, не принц. Жил-был...
- Король?
- Нет, никакой не король. Жил-был Поэт. Жил он тогда, когда ни
королей и тем более принцев еще и в помине не было, а поэты уже был;
Поэт сочинял стихи и пел их людям. (В древние времена все важны! слова
обязательно пели!) Когда над вершинами зеленых холмов поднималось
красное, ленивое и заспанное солнце, Поэт пел ему песн И все понимали:
только так можно приветствовать восходящее солнц* заставить его сиять
теплым радостным светом, обогреть людей и ж» вотных. Когда спускалась
ночь, Поэт пел нежную песню затихающа земле, чтобы она отдохнула от
трудов своих, от толкотни и возни, которые устраивали на ней днем живые
существа. Когда на свет рождался ребенок, Поэт пел песню, в которой
малышу дарилось имя, ведущее его по жизни. А когда нападали враги, Поэт
пел песню отваги и мужества, вселяя ярость в сердца мужчин и надежду в
сердца женщин. Поэт пел, и мир прислушивался к словам его песен. Но
как-то раз пришел Насмешник.
- Все поешь? — спросил Насмешник Поэта.
- Пою, - ответил Поэт.
- Ты уже не молод, - сказал Насмешник.
- Да, — согласился Поэт.
- Ты скоро состаришься еще больше, - сказал Насмешник.
- Состарюсь, - опять согласился Поэт.
- И петь тебе будет все труднее.
- Да, - вздохнул Поэт.
- А потом ты умрешь, - сказал Насмешник.
- Умру.
- И тогда люди забудут слова песен. И песни исчезнут.
Тут Насмешник сказал свое привычное: «Ха-ха!» - и быстро-быстро ушел.
Это очень неприятно, когда тебе ни с того ни с сего говорят: «Ха-ха!»
Поэту стало так обидно! Он пошел на берег реки, сел на заросший мхом
большой камень и обратился к той, к кому всегда обращал свои просьбы - к
Повелительнице звуков:
- Повелительница весенней капели,
Песни зяблика и соловьиной трели,
Всех полночных и дневных голосов,
Всех коротких и длинных человеческих слов!
Ты всех мудрее, ты всех чудесней!
Как сохранить для людей мои песни?
И услышал Поэт, как вздохнула Повелительница звуков. Увидеть ее он не
мог, потому что она, как и все ее подданные — жители звучащего мира -
была невидима.
- Ты хочешь увидеть то, что увидеть невозможно?
-Да.
- Ты хочешь сохранить невидимые звуки?
-Да.
- Но потом тебе никто не поверит!
- Может быть...
- Над тобой будут смеяться!
- Наверное.
- То, что ты увидишь, вызовет в тебе страстное желание искать, и ты потеряешь покой и сон, пока оно не исполнится.
- Пусть будет так.
- Тогда закрой глаза, пой песню и смотри внимательно. Поэт закрыл
глаза, и привиделась ему странная поляна. По поляне, взмахивая
причудливыми крылышками, порхали бабочки необыкновенной красоты. Бабочки
рождались в груди Поэта с каждым новым звуком его песни. Они радостно
вылетали наружу, кружились и таяли в воздухе. Каждая бабочка жила ровно
столько времени, сколько длился родивший ее звук. Одни, с большими
крыльями, вылетали легко и свободно и успевали сделать большой широкий
круг, прежде чем растаять. У других крылья были поменьше. На пути к
свободе им приходилось преодолевать разные препятствия, и порхали они
совсем недолго — мгновение, не больше. Когда песня затихла, бабочки
исчезли, и Поэт открыл глаза.
- Как красиво! - воскликнул он.
- Эти бабочки - звуки, - пояснила Повелительница звучащего мира.
Жизнь их очень коротка. Они живут до тех пор, пока их слышат. А га том
умирают: тают в воздухе. Не бойся, им совсем не больно. Так должно быть.
Чтобы люди могли говорить, все время должны рождаться новые звуки. Но
их можно заколдовать и уложить спать. Для звуков нужно создать такие
сонные домики - знаки, глядя на которые ты всегда будешь вспоминать
бабочку с теми или иными крыльями. Внутри такого домика-знака звук будет
спать до тех пор, пока ты не захочешь вызвать его к жизни. Но создать
такие домики, такие знаки очень непросто! Этому могут научить тебя
деревья и камни, птицы и насекомые, и ищи! - Я попробую, попробую! - вскричал Поэт и побежал к людям.
- Я видел звуки, - сказал он им. Но люди пожали плечами:
- Звуки нельзя увидеть. У них нет тела.
- Они порхают, как бабочки, - сказал Поэт.
- С чего ты это взял? Или ты сам - цветочек? Это сказал Насмешник, и все стали смеяться.
- Я сделаю для них домики - знаки. Для каждой бабочки - свой знак Я
сложу из них слова моих песен, и тогда их можно будет не только
услышать, но и увидеть. Увидеть - и заставить звучать в нужный момент.
Это сможет сделать любой ребенок. Даже когда меня уже не будет!
- Ха-ха! - рассмеялся Насмешник. И все стали повторять:
- Ха-ха! Ха-ха-ха!
- Разума у тебе уже нет, - сказали люди и отвернулись от Поэта...
Задание для детей
Педагог просит детей нарисовать картинку к сказке. (Все картинки
размещаются на выставке. Дети по очереди объясняют, они нарисовали и
почему решили изобразить именно этот эпизод истории.)
|