Беседа с детьми
Занятие
начинается с оформления выставки и рассматривания рисунков. Педагог просит детей
прочитать нарисованные буквы.
Текст для чтения или
рассказывания
Карандаш
слегка скрипит.
Но у
букв прекрасный вид!
Кто все эти буквы знает,
Тот
легко их оживит:
Раз -
и букву прочитает,
Буква
сразу зазвучит!
Как
здорово у вас получается рисовать буквы и оживлять звуки! Как тут не обрадоваться, не улыбнуться!
А знаете, какой звук самый «улыбчивый»? Ну-ка, улыбнитесь и попробуйте сами догадаться.
Конечно, это звук
[и].
Неслучайно
он слышится в очень важном слове «мир». С него начинается слово «игры».
Для
звука [и] есть специальная буква - буква и. (Педагог
показывает карточку с буквой и). Возможно, она родилась из нашей
улыбки:
Улыбнись
- и букву и Нам
скорее подари!
Задания
для детей
1.
Педагог дает детям задание нарисовать большую красивую букву и, прочитать ее.
2.
Педагог задает детям вопросы: «Какой звук обозначает буква и?», «Умеет ли этот звук петь?»,
«Звук [и] состоит из голоса, значит он -...» (гласный)
3.
Педагог просит детей придумать слова, которые начинаются на звук [и], в которых звук [и]
слышится в середине, в конце.
Словарик:
игры, имя, ива, искра, Ира, Инна; мир, пир, тир, вид, рис, риф, рифма, ритм;
говори, бери, буди, сиди, смотри, лети.
4. Перед детьми - карточки
с рифмованным текстом. Педагог читает его
вслух:
Древний
полководец Кир
Покорил когда-то мир.
И
устроил этот Кир
В
честь своей победы пир.
Затем
дает задание: «Отыщите в рифмовке все буквы и, поставьте под ними красную
точку. При помощи условных значков выделите другие известные вам буквы для обозначения гласных» и
спрашивает: «Каких
букв для гласных не оказалось в тексте?»
5. Перед детьми - карточки
с домиками, разделенными на окошки-клеточки.
Педагог дает детям задание: «Заселите
домики. В одном домике будут жить буквы, обозначающие гласные звуки, в
другом - буквы, обозначающие два звука -звук
[й] и гласный».
6.
Педагог просит детей посчитать окошки в каждом домике и ответить на вопросы: «Сколько
заселенных квартир в первом домике?», «Сколько заселенных квартир во втором домике?».
Затем дает задание:
«Свободное окошко осталось с домике для йотированных!
букв.
Вместе с ними будет жить буква и. Поселите ее в незанятую!
квартиру,
т. к. буква и тоже умеет обозначать два звука - звук й
и
звук [и]».
7. Игра «Какая буква последняя?».
Педагог: Дети:
В слове «соловьи»... - .. .последняя
буква и.
В слове «воробьи»... - ..
.последняя буква и.
В слове «муравьи»... - ... последняя
буква и.
В слове «ручьи»... - ...последняя буква и.
Расшумелись
воробьи:
-
Чьи вы? Чьи вы? Чьи вы? Чьи?
-
Разбудили нас лучи Солнышка,
— журчат ручьи.
Педагог: Дети:
Есть ладья. - Нет... (ладьи).
- Последняя буква и.
Есть попадья. - Нет... (попадьи). - Последняя буква и.
Есть бадья. - Нет... (бадьи).
- Последняя буква и.
8.
Перед каждым ребенком - карточка с кусочками «размытой» буквы и. Педагог просит детей
восстановить букву?
9. Игра «Найди свой домик».
Окончив работу по
восстановлению букв, дети становятся
обладателями карточек с изображением! йотированных или нейотированных гласных.
По взмаху «волшебной» палочки на
время предстоящей игры они сами превращаются в
эти буквы. «Буквы» каждой группы собираются в свой «домик». Это может быть круг, обозначенный обручем или
веревкой, или флажок, другой
символ, вокруг которого надо встать, взявшись за руки, или нарисованный на плотной бумаге либо на ткани
домик с клеточками наподобие классиков. По первому условному сигналу дети разбегаются по комнате, по второму - собираются в
свой домик. Побеждает та команда,
«буквы» которой соберутся быстрее. Чтобы усложнить игру, ведущий может все время менять место сбора команды.
10. Игра «Выразительные звуки».
Добавляется
настроение звука
[и]: «Звук [ы] произносим со злобой и с угрозой: зубы оскалены, кулаки сжаты, все тело напряжено.
Застыть в напряжении на несколько секунд.
Но тут опасность отступает: мы ее напугали.
Глубокий
выдох. Тело расслабляется, кулаки разжимаются, кисти рук плавно разводятся в
стороны. Губы расплываются в улыбке. Произносим звук [и]: нас охватывает радость, умиление,
доброта».
11. Домашнее задание для желающих: в
нарисованные домики заселить
нейотированные и йотированные буквы.
|