Беседа с детьми
Перед
началом занятия оформляется выставка детских рисунков с изображением домиков
для букв, обозначающих гласные. Занятие начинается со звуковой игры и игры с
буквами (по выбору педагога и детей).
Затем
педагог задает детям вопросы: «Почему мы называем звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и]
гласными?» (они состоят из голоса), «Как это можно проверить?» (гласные умеют «петь»), «Какими буквами обозначаются гласные?» (буквами а, о, у, э, ы, и, я, ё, е, ю).
Педагог
объясняет: «Букв для гласных больше, чем звуков. Для обозначения звука [а] существуют
две буквы - а и я, звука [о] - буквы о и ё, звука [э] - буквы э и е, звука [у] - буквы у и
ю». Педагог предлагает некоторым детям нарисовать эти буквы на доске или на большом листе бумаги.
И
наконец просит вспомнить, как явились гласные звуки Поэту, придумавшему буквы (в виде бабочек с большими крыльями), и
ответить на вопрос: «Каких еще бабочек
разглядел Поэт на волшебной поляне?»
Текст
для чтения или рассказывания
Звуковые поезда
...Кроме
больших бабочек, Поэт сумел разглядеть и таких, которые появлялись на волшебной поляне,
преодолевая различные преграды и препятствия на своем пути. Жили они совсем
недолго: один взмах крылышек
— и звук исчезал. Зато их появление производило невероятный шум: одни жужжали: «Ж-ж-ж!»,
другие шипели: «Ш-ш-ш!», третьи свистели: «С-с-с!», четвертые рычали: «Р-р-р!», пятые
гудели, как слон в
трубу: «Н-н-н!», а некоторые даже взрывались: «Г! К!». Эти звуки, объяснила Поэту Повелительница Звуков,
называются согласными. Согласными их
назвали потому, что они во всем соглашаются с гласными и составляют вместе с ними слова. Да и как им не соглашаться?! Ведь гласные главнее.
Есть
такие коротенькие слова, которые состоят из одних гласных букв. С
одним из таких слов вы уже познакомились. Это слово «ау». Если переставить
в нем буквы, как оно будет звучать? А из одних согласно не
только слов, даже слогов не бывает.
Что
такое слог? Слушайте. Больше всего на свете согласные любят играть с гласными
звуками в поезд. Гласные всегда изображают паровозики, а согласные - вагончики.
Паровозик-гласный может прицепляться к вагончику спереди, а может сзади.
Вот
паровозик-гласный [а]. С ним хочет поиграть звук [х]. Паровозик прицепился спереди: [ах]! Поехал
поезд, вздыхает на ходу: [ах / ах / ах / ах]!
Надоело
поезду вздыхать, паровозик решил прицепиться к вагончику сзади и поменял свое место: [ха]!
Поехал поезд, хохочет на ходу: [ха/ха/ха]!|
Поезд,
в котором вагончики-гласные сцеплены с вагончиками-согласными, называется слог.
(Педагог
может сопровождать объяснение движениями рук: называв звук [а} и тут же показывает
ладонь одной руки. Называет звук [х] — показывает
ладонь другой руки. Сливая звуки, сдвигает ладони вместе.
Меняя звуки местами, меняет
местами и ладони — скрещивает кисти рук).
Задания для детей
1.
Педагог дает детям задание (см. прил. 3), комментируя его следующими словами: «Представьте,
что в поезд играют звуки [у] и [ф]. Сначала
гласный прицепился к согласному звуку спереди. Какой слог получился? Едет поезд в горку и пар от напряжения пускает: [уф / уф / уф]. (Дети повторяют слог вместе с педагогом.) Устал паровозик! Прицепился сзади. Что это за слог?
Будто встретился наш поезд с чем-то
неприятным: [фу / фу / фу]!» (Дети
повторяют но вый слог. Произнесение звуков может
сопровождаться жестами, аналогичными
тем, что описаны выше.)
2.
Педагог просит детей составить поезда со звуками [м] и [у], [х]; и М> М и [°]- (Произнесение звуков может сопровождаться
жестами, аналогичными тем, что описаны выше.)
3. Педагог задает детям
вопрос: «Какие буквы для согласных звуков мы уже отыскали в сказках?» (буквы ж, ч, и), задает задание: «Вот слог-паровозик из звуков [ж] и [у]: [жу].
Попробуйте выложить его буквами.
Поменяйте местами буквы в слоге-паровозике [уж]. Какое слово у вас получилось? Сколько в нем букв для гласных звуков?
Сколько букв для согласных звуков?»
4.
Педагог просит детей ответить на вопросы: «Какое слово можно составить из трех известных
нам букв: а, и, ч?», «Сколько звуков в слове «чай?», «А сколько слогов?» (столько же, сколько гласных звуков).
|