Беседа с детьми
В начале занятия
проводятся звуковые игры с гласными: «Поезд»
(на слияние согласного и гласного), игра на различение букв на карточках или на кубиках (по выбору педагога и
детей).
Педагог
предлагает вспомнить содержание прошлых занятий: «Мы с вами познакомились с гласными звуками и
отыскали буквы для
их обозначения. На прошлом занятии мы узнали, кроме гласных, и другие звуки. Как они
называются? (Согласные). Чем они
отличаются от гласных? (Вылетая в
воздух, они встречают на своем пути различные препятствия).
В
отличие от гласных, получающихся из голоса, в образовании согласных звуков принимают
участие шумы - те, что получаются в результате преодоления препятствий. Кроме того, при
произнесении
гласных мы открываем рот. А все согласные требуют, чтобы мы, наоборот, закрывали рот (поэтому они не умеют «петь»). Почему согласные так называются?»
Текст для чтения или
рассказывания Глухие и звонки
согласные
Все
согласные умеют шуметь, но по-своему. Одни делают это потихоньку, а другие в полный голос.
Те, что шумят в полный голос, называются звонкими. Про них еще говорят, что
они состоят из шума и голоса. А те, что шумят потихоньку, называются глухими. В них есть только шум, а голоса нет.
Задания
для детей
1.
Педагог учит детей узнавать звонкие и глухие согласные: «Положите руку на горлышко и
скажите: [м]. Чувствуете, как горлышко дрожит? А дрожит оно, потому что звук [м] - звонкий. Он
состоит не только
из шума, но и из голоса. Голос и заставляет дрожать горлышко.
Снова положите руку на
горлышко и скажите: [с]. Горлышко не дрожит.
В звуке [с] нет голоса, а есть только шум. Это звук безголосый, или глухой».
2.
Педагог просит детей определить, есть ли голос у звуков [н], [х], [ж], [ч] ([н]
- звонкий, [х] - глухой, [ж] -
звонкий, [ч'] - глухой).
3. Игра «Глухой - звонкий». Педагог
называет согласный звук. Если звук звонкий, дети громко хлопают в ладоши, если
глухой -беззвучно
дотрагиваются одной ладошкой до другой.
|