Беседа с детьми
В начале занятия педагог повторяет с детьми пройденный материал: «Звуки бывают
гласные и согласные. Назовите несколько гласных звуков. Назовите несколько согласных звуков.
Из чего состоят гласные звуки? Из чего могут состоять согласные звуки? Какие согласные называются
звонкими? Какие согласные называются глухи- ми? Как мы можем доказать глухость или
звонкость согласного?»
И проводится игра «Глухой -
звонкий».
Текст для чтения или
рассказывания
Звуки мягкие,
как вата и твердые, как
камень
Какая на ощупь вата? Мягкая. А камень какой? Конечно, твердый. Со гласные звуки тоже
бывают твердые и мягкие. Только как же их пощупаешь, если они невидимые и
бестелесные?. Да понарошку! Представьте себе, что звук летит маленьким комочком, а вы
его ловите и щупаете.
Вот звук [м]. Какой он на ощупь? Давайте его «потрогаем». (Педагог имитирует
движения, будто он поймал нечто и пробует сжать это нечто в кулаке.) С непривычки трудно понять. А возьмем-ка мы
для сравнения
звук [м'] (мь). Тут уж мы не ошибемся: чувствуете, какой он мягкий? Ну, а звук
[м] твердый.
Теперь пощупаем понарошку звук [с']. Он твердый или мягкий? Верно, мягкий. А вот
звук [с] - твердый».
Задания для детей
1. Игра «Твердый - мягкий».
Первый вариант. Педагог произносит согласный звук
и делает вид, что подкидывает его в воздух, словно мячик. Если звук твердый, дети
выбрасывают вперед сжатый кулачок и говорят «твердый». Если звук мягкий, дети
делают мягкое движение кистью и говорят «мягкий».
Второй вариант. Его можно
использовать, когда дети научатся различать согласные звуки по твердости -
мягкости.
Выходят двое играющих. Им выдается мяч. По жребию определяют, кто из
детей первым кидает мяч.
Первый играющий произносит какой-нибудь согласный звук и кидает мячик
другому игроку. Тот, кто ловит мяч, должен угадать, мягкий это звук или
твердый, а затем придумывает и называет свой звук и кидает мяч сопернику. При
неправильном ответе или слишком долгой паузе игроку засчитывают «гол». Три «гола»
означают поражение
в игре.
2. Проводятся звуковые игры на различение гласных звуков, на различение букв и
на составление слогов.
|