Беседа с детьми
В начале занятия дети вспоминают, как они пытались
сложить слово «гусь» и выяснили, что для обозначения звука [с'] букве с нужен
какой-то новый помощник.
Затем педагог показывает карточку с буквой «ь» и
объясняет новый материал: «Возможно, кто-то из детей уже узнал, как он называется.
Знакомьтесь: буква ь (мягкий знак). По старинке его еще называют «ерь».
Когда-то ерь имел голос, как и другие буквы, а потом онемел: ничего сам сказать
не может. Но когда надо обозначить мягкий звук, буквы часто зовут его на
помощь. Из-за этого ерь и прозвали мягким знаком.
Попробуем присоединить его к букве с: с - сь. Педагог
показывает буквы на карточках. - «Что получилось? Буква с звучит мягко -
[с']».
Задания для детей
1. Педагог дает детям задание произнести заклинание и
нарисовать букву ь: «Мягкий знак похож на букву ы, только палочки у него нет».
2. Педагог в беспорядке располагает на доске или на полу
карточки с буквами, просит составить из них слово «гусь» и прочитать его.
Затем рассказывает следующее: «У этого слова есть секрет.
Звуков в нем всего три - [г], [у], [с'], а букв - четыре. Одна буква - ь -не
звучит (ведь у нее нет голоса!), а помогает букве с изобразить мягкий звук».
3. Игра в ребусы (см. прил. 3).
Педагог говорит детям: «Это зага дочные письмена. Чтобы
прочитать зашифрованное слово, нужно сначала сложить из букв слог, а потом
присоединить к нему первый звук слова, изображенного на картинке. Называются
такие слова- шифровки ребусами. (Сор, сок, сон, сок, сын, сыр, сук).
А вот самый трудный ребус. Посмотрите на картинку и прочитайте
то, что видите. Подсказка: это имя мальчика» (Сева).
4. Проводится любая звуковая игра.
|