Беседа с детьми Занятие начинается со звуковых игр и игр на различение букв. Затем педагог с детьми повторяет пройденный материал: «Какую новую букву мы отыскали на волшебной картинке в прошлый раз? Для обозначения каких звуков она служит? Звуки [л] и [л'] гласные или согласные? Звонкие или глухие? Есть ли у звуков [л] и [л'] пары по глухости? Придумайте слова, которые начинаются с твердого звука [л]. Придумайте слова, которые начинаются с мягкого звука [л']».
Задания для детей 1. Педагог дает детям задание, комментируя его следующим текстом: «Есть слоги, которые могут спеть веселую песенку. Это слоги ла и ля. Нарисуйте их на альбомных строчках. Прочитайте. Может быть, кто-нибудь пропоет мелодию, используя эти слоги?»
2. Перед детьми - картинки. Под картинками - подписи с пропущенными буквами (...в (лев), ... ст (лист), ... с (лес)). Педагог задает вопросы: «Что нарисовано на картинках?», «С какого звука начинаются эти слова?», «Вместо пропусков в слова под картинками надо вставить букву л и букву для гласного звука. Сумеете ли вы правильно подобрать гласную?», «Какую картинку можно было бы исключить из ряда и почему?», затем просит детей скопировать слова.
3. Педагог дает задание детям восстановить буквы по оставшимся от них кусочкам (с, о, л), просит ответить на вопрос: «Какой буквы не хватает, чтобы получилось слово?» (буквы ь), затем написать слово «соль» и объяснить, зачем нам понадобился мягкий знак. 4. Загадка: «Как переставить буквы в слове СОЛЬ, чтобы получилось новое слово?» (лось).
5. Педагог показывает детям картинку с изображением трех девочек, под ними - слова с пропущенными буквами (...да (Люда), ...ба (Люба), ...за (Лиза)). Педагог дает детям задание, комментируя его следующим текстом: «Это три подружки. Их имена начинаются с буквы л. Догадайтесь, как их зовут. Сначала нарисуйте в словах букву л, а потом подберите букву для гласного звука. Вы помните, что имена людей нужно писать с прописной (заглавной) буквы? Значит, необходимо превратить букву л в заглавную. Делают это особым способом: посыпают малютку л волшебным порошком буквенного роста и ласково приговаривают: Буковка, бывшая крошкой, Скачет на длинных ножках! Теперь у нас есть заглавная буква л, и мы можем нарисовать в альбомах имена девочек правильно: Люба, Люда, Лиза». 6. Игра «Превращения». Используются карточки или кубики с бук-вами для коллективной работы или разрезная азбука для индивидуальной работы каждого ребенка. Педагог говорит следующие слова: «Вот буквы л и ч. А здесь спрятана буква для гласного звука», показывает зашумованную картинку, дает задание назвать букву, отыскать карточку с такой буквой и вставить между буквами л и ч. Дети работают с наборным полотном: берут букву у (луч); заменяют букву ч на букву к (лук); ставят вместо буквы у букву а (лак); теперь меняют букву л на букву б (бак); букву к меняют на букву л (бал); букву б меняют на букву з (зал).