Беседа с детьми Дети рассматривают рисунки, подбирают слова, которые начинаются со звука [щ'].
Затем отвечают на вопросы: «Звук [щ'] гласный или согласный?», «Глухой или звонкий?», «Твердый или мягкий?». Далее педагог произносит текст: «В русском алфавите существуют только три буквы, которые служат для обозначения мягкого звука, - и, ч, щ. Остальным буквам для обозначения мягкого звука нужны помощники. А буквы ч, щ с некоторыми буквами вообще не дружат, например, с буквой я. Почему? Да вот какая история вышла».
Текст для чтения или рассказывания
Почему буквы Ч и Щ не дружат с буквой Я
Однажды под Новый год буквы пришли на новогодний карнавал. Буквы ч и щ нарядились птичками: ч надела костюм чибиса, а щ -щегла. По случаю праздника они даже выучились чирикать и щебетать. Буква я тоже пришла на праздник. Она нарядилась Бабой-ягой. Баба-яга получилась что надо: нос якорем, щеки - яблоки, а по яркой юбке ядовитые ящерицы ползают. Ящерицы рты раскрывают, на птичек ч да щ поглядывают, того и гляди проглотят. Ч-чибис да щ-щегол от страха трепещут, крылышками машут, клювиками стучат. Букве я надо было их успокоить, а она обрадовалась своему успеху и давай буквы стращать: «Я злая да голодная, для пакостей годная. Человечинки нет, так птичками полакомлюсь!» Буквы ч и щ от страха не знают, куда деваться. Кинулись к окошку, выпорхнули на улицу и улетели. Веселого праздника так и не получилось. С тех пор буквы чище буквой я никогда в пару не встают: как увидят ее, сразу Бабу-ягу вспоминают. А еще они не любят букву ю. Только вот почему - никто не знает.
Задания для детей 1. Педагог дает детям задание составить слоги-поезда из букв ч и щ и букв для гласных звуков: а, и, у, я, е, ю, указать гласные, которые не смогут стать паровозиками.
2. Перед детьми - картинки. Под картинками -слова с пропущенными буквами (...шка (чашка), ...шик (чайник), ...ка (щука)). Педагог просит детей определить слова под картинками и напо¬минает, что буквы ч и щ никогда не встают в пару с буквами я и ю. 3. Проводятся игры с буквами.