Беседа с детьми
Педагог задает детям вопрос: «Букву для какого звука нам удалось
отыскать?», и просит придумать слова, которые начинаются со звука Ы-
оканчиваются на звук [о]; в которых звук [о] слышится в середине.
Педагог показывает детям карточку с буквой и просит прочитать ее.
Текст для чтения или рассказывания
Волшебная арка
Только куда же нам дальше идти? По сказочным дорогам путников обычно
ведет волшебный клубочек, а у нас такого клубочка нет. А что, если...
Ну, конечно! Нашим клубочком станет буква о. Давай попросим ее об этом:
- Буква о, буква о,
Превратись в клубочек,
Поведи нас, буква о,
По дорожке-строчке! В
ьется сказка, как дорога,
Интересно нам в пути.
Мы пройдем еще немного –
Что-то ждет нас впереди?» -
(Дети повторяют за педагогом «волшебные» слова.) Буква о подпрыгнула и
покатилась, указывая дорогу. Мы - за ней. Долго ли, коротко ли шли,
только день стал клониться к вечеру. Засветились на небе звездочки,
появился золотистый месяц. Огляделись мы — посреди поля на зеленом
просторе стоит странная арка и светится ярко. Волшебным огнем горит,
будто остановиться велит. Что ж, присядем, отдохнем немного. Полюбуемся
ночным небом: Месяц в облаке плывет.
Ночь земле покой дает.
И такая красота на небесах,
Так и хочется сказать: «Ах!»
Тут чудесная арка вспыхнула еще ярче. Пригляделись мы: да ведь это же знак! Самая настоящая буква для звука [а]!
(Педагог показывает детям букву А, нарисованную в виде сказочной
арки. После он вместе с детьми произносит слова, настраивающие на
выполнение заданий:
Делу время, потехе час.
Время занятий настало для нас!)
Задания для детей
1. Педагог дает детям задания, комментируя их следующим текстом:
«Возьмите палочку-рисовалочку и нарисуйте большую, сивую букву - знак
для звука [а]. Буква будет называться так же, как и звук - А. Вспомните,
как светилась арка «А» в сказке и украсьте новую букву на сказочный
лад.
Не забудьте произнести заклинание:
Щу-щу-щу, чу-чу-чу,
Это то, что я хочу.
Нужен мне вот этот знак.
Я его рисую так!
Посмотрите на нарисованную букву и прочитайте ее, оживите звук!»
2. Педагог задает детям вопрос: «Какой звук обозначает буква а?» и
просит протянуть его так долго, как только сумеет ребенок «Звук [а]
умеет петь, выходит легко и свободно, не встречая преград на своем пути.
Значит, звук [а] - гласный: состоит из голоса».
3. Педагог дает детям задание придумать слова, в которых звук Ц четко слышится в начале слова.
Словарик: арка, аист, астра, арфа, армия.
Далее задает вопросы: «Где четко слышится звук [а] - в нача ле, в
середине или в конце слова в таких словах: брат, рак, так как, так?»,
«Где четко слышится звук [а] - в начале, в середине или в конце слова в
таких словах: лиса, рука, нога, голова, туда сюда, вчера?»
4. Перед детьми - листы для рисования с обозначенным простран ством
для «выращивания» буквы. Педагог дает им задание: «Вое пользовавшись
порошком роста, попробуйте вырастить большую букву А. Вы уже знаете это
волшебство и легко справитесь с задаче» Скажем нужное заклинание: Буковка, бывшая крошка,
Скачет на длинных ножках!»
5. Педагог задает вопросы: «Сколько букв для гласных зву ков у нас
уже есть?», «Какие это буквы?» Игра «Назови букву» Педагог показывает
карточки с буквами о и а, пытаясь запутать детей.
6. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разно цветных букв а.
Занятие 8. Закрепление знаний о буквах О и А Задания для детей
1. Педагог задает детям вопрос: «Букву для какого звука мы отыскали
на прошлом занятии?» и предлагает детям задание, комментируя его
следующим текстом: «Отправим на прогулку большую и маленькую буквы а. А
собирая их в дорогу, не забудем сказать напутственные слова:
Буква-мама с буквой-дочкой
Прогуляются по строчке.
Или так:
Буква-папа и сыночек
Исходили много строчек.
Им гулять не надоело.
Это стоящее дело!»
2. Педагог просит детей ответить на вопросы: «Какую букву вы
рисовали?», «Какой звук она обозначает?», «Умеет ли звук [а] петь?»,
«Как называются звуки, которые состоят из голоса и свободно выходят при
произношении, не встречая никаких преград?», «Для какого еще гласного
звука мы знаем букву?»
3. Педагог дает детям задания: придумать слова, которые начинаются на
звук [а] или кончаются на звук [о]; прочитать буквы, одновременно
показывая им карточки с буквами а и о.
4. Игра «Немые звуки». Педагог говорит детям: «Помните, как мы нашли
букву о? В тот самый момент, когда произносили звук [о]. Каждый
произносимый звук требует определенных движений губ, щек, подбородка,
как бы «пишется» на лице. Говорят, что некоторые люди умеют «читать по
губам». Давайте и мы попробуем научиться этой хитрости».
Правила игры. Играющие делятся на пары: один - «безголосый», другой -
«ловец звуков». Безголосый загадывает звук [о] или звук [а], но не
произносит его, а только делает вид, что хочет произнести. Ловец должен
по губам безголосого догадаться, какой звук тот задумал. Если загадка
разгадана верно, играющие меняются ролями. Чтобы играть в эту игру, надо
сначала потренироваться перед зеркалом говорить беззвучно, поэтому дети
сначала должны поработать с маленькими зеркалами, а потом уже играть в
парах.
|