Текст для чтения или рассказывания
Дорожный указатель с веселым язычком
Теперь у нас есть две буквы для гласных звуков — о и а. Пора идти дальше.
Вьется сказка, как дорога,
Интересно нам в пути.
Мы пройдем еще немного -
Что-то ждет нас впереди?
Пока солнышко в небе светит, клубочек о впереди бежит, к новой
сказочной цели спешит. Если же дождь соберется или гроза надвинется,
буква а шатром раскинется. Спрячемся мы под аркой, переждем непогоду — и
снова в путь.
Вот развилка дорог. Тут буква о встала как вкопанная: никуда дальше двигаться не хочет. В чем дело?
Справа путь и слева путь.
Но куда же нам свернуть?
Есть ответ иль нет ответа?
Кто ответит нам на это?
Стоим, в затылке чешем. «Э-э-э, да тут не простая задачка!..» Видим,
стоит у дороги указатель - круглая спинка, на спинке - горбинка и изо
всех сил нам сигналит:
- Этот путь! Этот путь!
В эту сторону свернуть!
Даже язычок от волнения высунул! Пригляделись мы к
приятелю-указателю: ну, чем не знак для звука [э]? Теперь мы и дорогу
узнали, и еще одну букву отыскали!
(После того, как педагог закончит рассказывать или читать сказочный
текст, он вместе с детьми произносит слова, настраивающие на выполнение
заданий:
Делу время, потехе час.
Время занятий настало для нас!)
Задания для детей
1. Педагог показывает детям карточку с буквой э и дает задание:
«Возьмите палочку-рисовалочку и нарисуйте красивую букву э с высунутым
язычком. Запомните: э всегда высовывает язычок только влево. Не забудьте
произнести заклинание:
Щу-щу-щу, чу-чу-чу,
Это то, что я хочу.
Нужен мне вот этот знак.
Я его рисую так!»
2. Педагог дает следующее задания: «Посмотрите на нарисованные буквы и прочитайте их, разбудите спрятанные в них звуки».
3. Педагог просит детей вспомнить, как они задумались у развилки
дорог: «Э-э-э-э», и объясняет: «Звук [э], как звуки [о] и [а], тоже
умеет петь: его можно тянуть очень долго, пока хватит дыхания. И он тоже
состоит из голоса. Как мы называем такие звуки? Буква э тоже обозначает
гласный звук». 4. Педагог загадывает детям загадку:
Я молчу - оно молчит.
Я кричу - оно кричит.
Лучше с ним играть в горах...
Ах... Ах... Ах...
Отгадка начинается со звука [э]. Конечно, это эхо. С какого звука начинается слово «эхо»?»
5. Перед детьми - карточки, на которых написано слово «эхо». первая
буква, обозначающая звук [э], в слове пропущена. Вместо пропуска педагог
дает задание вставить букву, обозначающую этот звук и скопировать
слово.
6. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разно цветных букв э.
Затем дает задание: «Сначала отыщите в тексте все буквы э и повестите
в квадратную рамочку. Потом найдите буквы а и о: каждую букву о
обведите в кружочек, вокруг буквы а нарисуйте треугольничек». (Условные
обозначения надо изобразить на доске на плакате).
|