Цели: учить детей преобразовывать содержание картины с
помощью типовых приемов фантазирования; учить детей составлять
рассказы фантастического содержания.
Базовая информация
Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования:
"Увеличение - уменьшение" (преобразование размера, формы, цвета,
изменение степени проявления какого-либо свойства объекта);
"Деление-объединение" (деление объектов на части, объединение их в
другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями);
"Оживление-окаменение" (объект наделяется свойствами динамики или
статики); "Специализация - универсализация" (расширение либо
ограничение ресурсов объекта); "Наоборот" (приобретение объектом
инверсных свойств); "Ускорение - замедление" (остановка тех или иных
процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и
др.).
Используя данные приемы, можно преобразовать какой-либо объект на
картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения.
Составляется рассказ, в котором главной идеей является согласование
необычного (фантастического) объекта с окружающим миром.
Методика работы с детьми
Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием "Пришел в гости волшебник…".
Приглашаются волшебники: Волшебник Увеличения-Уменьшения
(ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое
преобразование). Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект
дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими
частями с другими объектами). Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный
объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются
возможности перемещаться в пространстве). Волшебник МогуВсе-МогуТолько
(объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в
своих свойствах). Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо
свойство и меняется на противоположное). Волшебник Времени (этот
волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных
процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени,
волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина
Времени, Зеркало Времени).
Воспитатель предлагает детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы:
Что происходит с этим объектом? Какие ощущения он испытывает? Как он
теперь воспринимает окружающий мир? Как окружающий мир относится к
преобразованному объекту? Каковы положительные и отрицательные
последствия преобразований? Какие проблемы возникают у объекта с
окружающим миром? Как фантастический объект может помочь решить
проблемы окружающих объектов? Как окружение может согласоваться с
измененным объектом?
Предложить детям составить рассказ по результатам обсуждения.
ПР: Картина "Кошка с котятами". Рассказ-фантазия про клубок ниток, с
которым играл котенок. Составлен двумя детьми седьмого года жизни.
"Клубок, который научился летать"
Жил был клубочек ниток. Он был круглым и синим. Лежал в корзинке, и
никто его не трогал. Однажды пришли котята, свалили корзинку, и он упал и
покатился. Котенок Рыжик стал им играть. Больно стало клубочку, и решил
он попросить у волшебника Объединения крылышки. Только Рыжик хотел
царапками схватить клубок, как тот взлетел и стал под потолком летать.
Удивился котенок, нет, все котята и кошка и стали смотреть, как летает
клубок. А лампа сказала: "Что ты тут летаешь, сгореть можешь". Клубок
летал до вечера. Котята легли спать, а клубочек в корзинку залез. Только
после этого лампа включилась, и он не сгорел".
Советы воспитателям Приемы фантазирования должны быть
хорошо знакомы детям. Они должны знать возможности каждого
"Волшебника". Когда объявляется фантастическое преобразование, то
выбирается сначала объект или его часть, приглашается "Волшебник",
производится преобразование, а затем объект с необычным свойством
описывается. Целесообразно провести серию занятий по одной картине с
постепенным включением новых приемов фантазирования. Фантастические
рассказы-зарисовки составляются коллективно. В дальнейшем необходимо
дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми и
предложив составить самостоятельно или командами рассказы
фантастического плана. Можно инсценировать с детьми придуманные
рассказы или оформить книжки-малышки с их текстами.
Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов-фантазий
Выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть. Пригласить
одного из Волшебников. Преобразовать объект или его часть. Составить
фантастический рассказ.
|