Цель: создать педагогические условия для усвоения модели
сказки динамического типа. В такой сказке один или несколько объектов
совершают действия с определенной целью, при этом взаимодействуя с
разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев.
Герой должен делать выводы, корректировать свое поведение, набираться
опыта, в результате чего идет достижение цели и изменение отношения
окружающих. Если же герои не меняются и не делают выводов, то это
заканчивается плачевно для самих героев.
Базовый алгоритм составления сказки Выбирается сквозной
герой (герои). Описываются их свойства, мотивы и цели. Герои совершают
действия для достижения цели и встречаются при этом с другими
объектами. Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются
изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при
взаимодействии с героем. Итог - изменение героя (героев) и вывод
жизненного правила. Придумывается название получившейся сказки и
составляются правила ее сочинения.
Методические рекомендации (работа с волшебной дорожкой).
На доске воспитатель рисует сказочную дорожку и обозначает 3-4 ячейки на ее горизонтали
Например:
Девочка Лена
магазин
лес
детский сад
Обозначается сквозной герой (девочка Лена), ему дается характеристика
(девочка умела красиво рассказывать стихи) и цель деятельности (хотела
всех научить это делать). Последовательно идет обсуждение реализации
этой деятельности: кого хотела научить, где (в магазине, в лесу, в
детском саду) и как у нее это получилось. Вывод правила: если даже ты
что-то умеешь делать, то нужно учить того, кто этому хочет научиться,
для этого нужно знать место и время. Главным героем сказки может быть какое-то человеческое чувство
(любовь, ненависть, зависть, страх), которое путешествует по свету с
какой-либо целью. Вывод жизненного правила зависит от стратегии
сочинения.
Если путешествует герой с отрицательными качествами, то в результате
взаимодействия с другими героями он может перевоспитаться, либо остаться
в одиночестве, сам себя наказать. Такое окончание типично для данного
типа сказок. |