Есть группа сказок, которая имеет ярко выраженную этическую
направленность: в тексте сказок очень явно прослеживается жизненное
правило, выраженное в пословице или поговорке. Существуют сказки,
которые сродни басням, но только текст в них не рифмованный ("Суп из
топора", "Вершки и корешки" "Лиса и журавль"). Для того, чтобы научить
дошкольников составлять такие сказки, необходимо познакомить их с
моделью текстов этого типа.
Цель: освоение детьми модели составления сказок морально-этического плана.
Базовый алгоритм Определяется место, где будут
разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом. ПР:
кухня. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места:
холодильник, газовая плита, занавески, кран, раковина, ящик с посудой,
ведро и веник (не более 7 объектов). Объекты наделяются свойствами или
чертами характера человека. ПР: занавеска - равнодушная, плита - злая,
посуда - болтливая, веник - труженик, холодильник - мудрый. Наделять
объекты нужно разноплановыми характеристиками. Идет описание жизни этих
объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их
единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и
чувствовать, как люди. ПР: Занавеска закрывала кухню от лучей солнца, и
ей было удивительно хорошо от того, как она делает свое дело. Плита
готовила еду, но очень злилась, независимо от того, что она варила или
разогревала. Труженик веник любил делать свое дело, и ему не хватало
времени на пустые разговоры. Холодильник охлаждал продукты, но при этом
философски относился к окружающему миру. Описывается Случай (описание
появления Случая начинается со слова "И вот однажды…."). ПР: Появление
необычного объекта (футбольный мяч, который залетает в разбитое окно).
Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по
отношению к Случаю. ПР: Злая плита: "И так тут много всех собралось, и
еще один примчался. Житья нет". Трудолюбивый веник: "Теперь еще
придется убрать разбившееся стекло, но ничего, я и с эти справлюсь".
Занавеска: "Мне абсолютно безразлично, что здесь валяется мяч и разбито
стекло". Выводятся жизненные правила, которые вкладывается в уста
мудрого объекта. ПР: Холодильник смотрел на все происходящее и был
готов дать советы: равнодушной занавеске: "Если беда случается, то
нельзя быть равнодушным, надо помочь другому"; труженику венику:
"Трудолюбивому и море по колено"; злой плите: "Не злись на других,
самому от этого хуже становится". Из выведенных правил составляется
общее, которое бы подходило к разным героям. ПР: "Если беда с кем-то
случится, то надо спешить на помощь". Или: "Не смейтесь чужой беде -
может быть, своя впереди". Придумывается название сказки, которое
начинается одним из следующих способов: "История, подслушанная…",
"История, которая произошла там-то…", "Как кто-то учился мудрости".
Методические рекомендации
Предварительная работа воспитателя сводится к обсуждению с детьми
пословиц и поговорок, выявлению черт характера различных героев,
При подготовке к составлению таких текстов необходимо научить детей
использовать междометия, характерные для какого-либо свойства характера
(О-хо-хо-, говорит о горестном настроении героя или его усталости,
фырканье - о недовольстве героя, частое хихиканье - о бестолковой
веселости).
Дети должны быть знакомы с некоторыми приемами театральной техники.
В процессе создания текста сказок целесообразно использовать приемы
эмпатии, которые позволяют ребенку превратиться в героя и от его имени
составить текст.
Педагог должен побуждать детей придумывать разнообразные места, где
разворачивается диалог оживших предметов: сказка может произойти в
портфеле (герои - школьные принадлежности), на письменном столе (герои
типичные для этого места), в ванной комнате (герои - туалетные
принадлежности). |