В сказках, созданных человечеством, можно выделить модель текстов, в
которых есть достаточно подробное описание жизни героя, его изменение во
времени. У героя должно быть детство, в котором закладываются основы
дальнейшей жизни. А в зрелом возрасте героя описываются случаи его
испытания на стойкость, выносливость. Из этого можно сделать выводы, что
такие сказки показывают: никогда ничего не бывает просто так, все имеет
достаточно четкую причинно-следственную связь. (ПР: "Сказ про Илью
Муромца").
Модель сказки-описания наилучшим образом отрабатывается на "чудесном экране" (системном операторе):
Место, где герой учился делу
Место, где осуществляет герой свое дело
Место, в котором есть помеха действиям героя
Герой в детстве, который учится этому делу
Герой и его главное дело
Герой, противостоящий внешним обстоятельствам, мешающим ему делать свое дело.
Черты характера, качества личности и умения героя в детстве
Черты характера, качества личности и умения героя при выполнении главного дела
Черты характера, качества личности (изменение их) и умения героя при взаимодействии с окружением
Цель: освоение детьми модели сказки описательного типа (герой
должен чему- то научиться в детстве, в зрелом возрасте совершенствовать
свое мастерство, противостоять при этом внешним обстоятельствам,
мешающим его деятельности). Сказка-описание, построенная по данной методике, позволяет заложить
первые представления о качествах и стиле жизни творческой личности,
описанных в Теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Базовый алгоритм Выбор какого-либо героя в детском
возрасте. Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в
результате чего у героя появляется интерес к какому-либо роду
деятельности и желание этим заниматься. Описание становления взрослого
человека, который хорошо делает свое дело. Порча кем-либо дела героя.
Решение творческих задач героя. Продолжение главного дела. Вывод
жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью,
преодолением трудностей. Название сказки и воспроизведение шагов ее
создания.
Методические рекомендации
Рекомендуется проанализировать знакомые сказки: чем герой увлекался
раньше и как это влияет на сегодняшнее его дело. Если в сказках неявно
прописано детство героя, то необходимо его домыслить и составить
небольшой рассказ.
ПР1: Наф-Наф и его детство. У кого он научился быть таким трудолюбивым и разумным.
ПР2: Кем станет в будущем Витя, если он сейчас уже
изобретателен и смело борется со злыми силами ( Новогодние приключения
Маши и Вити).
Первые сказки описательного характера лучше всего составлять про знакомых сказочных героев.
ПР: История про Бабу Ягу.
Однажды в одном городе жила маленькая девочка. Звали ее Гая. Она
всегда была капризная, жадная, отбирала игрушки у других ребят в
песочнице. Она не слушалась маму и папу и делала им все на зло. Однажды
мама приготовила вкусный обед на день рождения Гаи, девочка все съела
сама и никого не угостила. Мама с папой и гости обиделись. Они стали ей
говорить, что так делать нельзя. Гая топала ногами, кричала, плакала и
убежала из дома в лес. Там она построила себе избушку и стала в ней
жить. Когда девочка подросла, она стала делать пакости. Зверята все
время отгоняли ее от себя, поэтому она ушла далеко в глухой лес, где не
было детей, а были только совы. Она забыла, как ее зовут, поэтому
придумала себе новое имя - Яга. Так она жила очень долго, много всего
плохого делала, она не любила никого, и никто ее не любил. Однажды в
лесу решили построить красивый город. Пришли строители и увидели, что
стоит избушка, вся в паутине. Пока Баба Яга ходила-бродила по лесу, они
ее дом отремонтировали, посадили цветы, убрали мусор. Когда Баба Яга
подошла к дому, то она его не узнала, ей стало стыдно грязной заходить в
такой дом, поэтому она помылась, причесалась, одела новое платье и
пошла ухаживать за цветами. Тут она вспомнила свое имя, и написала на
доме "Здесь живет Гая Ивановна". Иногда она вспоминала о своих плохих
делах, но делать их не делала, потому что кругом строился красивый
город, и это ее радовало. Главным героем описательных сказок может быть человек, владеющий
каким-либо ремеслом. ПР: Иванушка, который умеет плести хорошо корзины.
Разработка сюжета идет следующим образом:
В доме есть дедушка, который очень хорошо умел плести корзины
Дом у реки, где рядом растут ивы
Дом, речка и ивы, погубленные злым Суховеем
Мальчик Ванечка, интерес к деятельности деда
Иванушка Плетет корзины
Иван спасает деревья
Помощь деду, любовь к нему, внимательность
Трудолюбие, упорство, сильные крепкие руки, доброе сердце
Бойцовские качества (борьба с Суховеем)
Ожидаемые результаты
Дети осваивают модель описательного типа сказки, в которой основным жизненными правилами являются:
Для того, чтобы делать какое-либо дело, нужны определенные свойства
личности или черты характера. Свойства человека закладываются в
детстве под влиянием кого-нибудь или чего-нибудь. Когда человек делает
какое-либо дело, то ему могут мешать внешние обстоятельства, и он должен
уметь противостоять им и отстаивать свои интересы.
|