Метод разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце в 1932
году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного
текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных
носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создан для снятия
психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев,
их действий и описания места происходящего.
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию
случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный
текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и
отрицательный),имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели
достигнуть; определенное место.
Алгоритм построения тренинга Небольшой группе детей
предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок "находит", указав
слово на открытой странице выбранного текста. Ответы, "найденные" в
книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка
составлена, дети придумывают ей название и пересказывают. Воспитатель
просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги
(выведение алгоритма вопросов). Продуктивная деятельность детей по
придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или
схематизация (запись действий сказки с помощью схем). Попросить детей
вечером рассказать дома придуманную сказку. Через некоторое время
воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить
вопросы, по которым составляется сказочный текст.
Методические рекомендации
Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми.
Объекты могут быть спрятаны в "Чудесном мешочке" (игрушки или картинки).
Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.
Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:
- Жил-был... Кто?
- С кем он дружил?
- Пришел злой... Кто?
- Кто помог друзьям спастись?
Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:
- Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?
(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В.Я. Проппа).
Правила поиска ответа на вопрос: Задается вопрос детям.
Например: "Жил-был кто?" Ведущий открывает книгу на любой странице и
предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например:
"Жил-был... карандаш!") Значит, история будет про карандаш, который
попал в беду. Следующий "ответ" на вопрос ищется на любой другой
странице. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а
ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать
слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.
Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:
"Собирать" сюжет в быстром темпе. Эмоционально реагировать на каждый
"найденный" ответ (удивление, радость, ужас и т.д.). Использовать
приемы драматизации. Прекратить искать "ответы" в книге, а придумывать
вместе с детьми окончание истории, используя элементы "мозгового
штурма".
По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы
дети самостоятельно делали связки наугад выбранных "ответов" и
восстанавливали последовательность вопросов.
Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и
"читает" на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.
Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и
рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это
делает воспитатель, а затем и сами дети. |