Уважаемые взрослые!
Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со
сверстниками, не может немедленно прибегнуть к защите (а порой просто совету, ласке
мамы, папы, бабушки), для многих малышей бывает непростым. И далеко не все дети
готовы к этому событию. Возникает вопрос, а стоит ли вообще отдавать малыша в садик?
Да и так ли хорошо детям в детском саду?
Каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться»,
т. е. становиться способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап.
Значит, вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях желательно проводить
социализацию ребенка. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих
ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт
общения, понимания других людей, привычку не теряться. Этот опыт пригодится и позднее,
в школе.
Однако, уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются
привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип становится
довольно устойчивым. При поступлении в школьное учреждение привычные условия жизни
(режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения)
меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения,
что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чем же проявляется
стресс? У детей в период адаптации (привыкания) могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное
состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря
уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок
- в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается.
Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета,
к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию. К сожалению,
многие родители не знают, что эти явления временные, и забирают малыша из сада,
так и не дав ему возможности полностью адаптироваться, обвиняя в нерадивости работников
детского сада и ругая саму систему "садовского» воспитания в целом.
Специалисты же выделяют легкую адаптацию, при которой отрицательное эмоциональное
состояние ребенка длится недолго. И в течение 2-3 недель по мере привыкания к новым
условиям все нормализуется. При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние
ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца он болеет, как
правило, острыми респираторными инфекциями. На этом этапе необходимо воздержаться
от скоропалительных выводов и эмоционально поддерживать малыша: не обсуждать в его
присутствии негативные, на ваш взгляд, моменты, не выказывать тревогу. Самой нежелательной
является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние нормализуется
очень медленно (иногда несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит
повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие
нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в приемной и
зовет маму и т. п.). У некоторых этот процесс протекает так тяжело, что их приходится
признать - несадовскими. Прислушайтесь, однако, к советам воспитателей, в любом
случае последнее слово должно оставаться за специалистом-психологом.
От чего же зависят характер и длительность адаптационного
периода?
От возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям
дети в возрасте от 1 года до 2,5-3 лет.
От состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый,
хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
От индивидуальных особенностей. Даже дети одного и того же
возраста и пола по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни
с первого же дня плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого
реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка в корне
меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей.
Другие, наоборот, в первые дни внешне спокойны, без возражения выполняют требования
воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят,
не участвуют в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель и в обоих
вариантах является нормой.
От уровня тренированности адаптационных механизмов. Необходимо
заранее создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши,
которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали
родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п.) легче привыкают к дошкольному
учреждению.
От опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно,
чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, прививалось
умение положительно относиться к требованиям старших (идти спать, принимать пищу,
убирать за собой игрушки и т. п.).
Итак, факторы, влияющие на характер и длительность адаптации
известны. Но решить эту проблему, обеспечить более безболезненное привыкание ребенка
к условиям детского сада можно только совместными усилиями семьи и детского учреждения.
Что же должны делать родители? На нашем сайте вы найдете,
наряду с текстами для ребенка, некоторые советы о том, как помочь малышу в адаптации.
Просмотрите книжку сами, прочитайте советы. Затем дайте ее полистать малышу. За
одно занятие читайте и обсуждайте не более одного-двух разворотов. Задавайте ребенку
вопросы по картинкам. Сохраняйте радостный, приподнятый тон, показывая малышу, как
нравятся вам дети в детском саду и то, чем они там занимаются.
|