«Слова словно кролики, съели всю зелень мира», — писал
польский сатирик С.Е. Лец. И действительно, от частого употребления многие
слова утратили яркость и насыщенность. Но так было не всегда, и на заре
развития человечества слову придавалось магическое значение. Знания передавали
в соответствии со строгими ритуалами, скрывая их от непосвященных. Слово
всегда обладало силой.
Древние говорили, что врач имеет три лекарства —
травы, минералы и слово. В книге С.Г. Айрапетова «Здоровье. Эмоции. Красота»
приводится такой эпизод, иллюстрирующий силу слова: «И.И. Панаев вспоминает,
как личный врач Пушкина А.С., доктор Спасский, словом убил больного. Доктор
возвращался от умирающего Пушкина. Больной, к которому он приехал, едва
приподнялся на постели, ему было плохо. Схватив руку доктора, он произнес:
"Скажите мне, есть ли какая-нибудь надежда, доктор? Могу ли я выздороветь?"
— "Никакой, — ответил Спасский, — да что ж такое? Все умрем, батюшка...
Вот и Пушкин умирает. Слышите ли?! Пушкин! Так уж нам с вами можно
умереть".
Больной со стоном опустил голову на подушку и умер в
один день и почти в один час с Пушкиным».
К счастью, есть и обратные примеры воздействия слова,
но нельзя забывать, что «слово не воробей».
Личность человека формируется в общении: это и
передача знаний о мире, передача умений, навыков; развитие эмоционально-волевой
сферы; формирование личности. Когда родители разговаривают со своими детьми,
они передают им нечто гораздо большее, чем просто слова, предложения и правила
синтаксиса. Они демонстрируют, как нужно выражать свои мысли и обмениваться
идеями с другими. Знакомят ребенка с понятиями и символами и учат его тому, как
переводить сложный мир представлений в слова. Ребенок овладевает языком и
тогда, когда родитель читает ему книжки с картинками. С помощью языка дети
узнают, кто они такие и как они должны себя держать с другими людьми. Родители
для детей являются объектом познания, источником информации. В речи отображается
внутренний мир человека. Так, например, сознательное употребление ребенком
местоимений в разговоре означает переход от представления о другом человеке к
мысли о нем.
На протяжении всего дошкольного периода дети очень
быстро пополняют свой словарный запас. К 4—5 годам большинство детей овладевают
правилами употребления местоимений. Так, например, сознательное употребление
ребенком местоимений в разговоре означает переход от представления о другом
человеке к мысли о нем. Развитие речи самым серьезным образом влияет на
умственное развитие ребенка. Помимо интеллекта как характеристики познавательной
активности, речь способствует развитию эмоционального интеллекта — способности
понимать свой внутренний мир и грамотно его проявлять.
Чуткость ребенка дошкольного возраста к речи
окружающих требует определенного контроля, внимания к вербальной продукции со
стороны взрослого. Речь выполняет ответственные функции в развитии ребенка и
должна быть грамотной, правильной, красивой.
Обратите
внимание, как разные специалисты в разнообразных ситуациях (в том числе
игровых) решают задачу развития речи детей и других психических процессов. Что-то
вы вполне можете использовать дома, ибо, мы помним: особенностью данного
возраста являются эмоциональность, любознательность и подражание, ребенок
вовсю старается походить на маму или папу. И это требует дисциплинированности
от родителей и других взрослых, окружающих наших детей.
|