Расхожая фраза «Счастье — это когда тебя понимают»
говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство —
лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для
детей. Бремя ответственности создает у взрослых иллюзию беззаботности и
безответственности периода детства. Но насколько порой ребенку живется
труднее, чем взрослому! Он еще не знает, что в жизни «все проходит», и оттого
обостреннее и непосредственнее его отклик, выше внушаемость и доверчивость к
словам и поступкам окружающих; ребенку труднее регулировать и удовлетворять
свои желания, он еще не умеет, как взрослые, находить им замену или компенсацию;
ребенок все время оценивается: дома, в саду, в школе. При этом нередко
наказывают ребенка за то, что сами взрослые делают безнаказанно. («Мама, я тебя
редко не слушаюсь, а ты меня часто!»)
Детские слезы — часто слезы обиды и непонимания.
Нередко они имеют адресата («Я не тебе плачу, а маме!»).
Из чего складывается понимание?
♦ Понимание обязательно включает знания возрастных
особенностей: что можно ожидать от ребенка 1 года, 3 лет, 5 лет и чем такое
поведение объясняется.
♦ Включает знание индивидуальных особенностей ребенка и
мужество взрослого эту уникальность в ребенке сохранять и поддерживать.
♦ Знание жизни, мудрость (это то, чем часто обладает
старшее поколение, и родители иногда обижаются: «Вот бы ты меня так воспитывал
в свое время, как сейчас внука!»).
Родители дают ребенку модель отношений с миром и друг
с другом. Это отношения спокойные, доброжелательные, активные или оценивающие,
не доверяющие, наказывающие? В авторской ТВ-программе Андрея Максимова «Ночной
полет» от 21.01.2002 г. М.М. Жванецкий сказал, что родитель должен не
вкладывать в ребенка совесть, а показать ему, что она, совесть, у него,
родителя, есть. А иначе где еще ребенок это увидит? Совесть нам подсказывает,
где мы не правы: обидели, нарушили закон человеческого общежития — пожелали не
свое, позаимствовали нам не принадлежащее, не помогли, обманули и т.п. От
таких поступков и ошибок никто не застрахован, но ребенок должен видеть, что
это больно и что родитель признается в этой боли, страдая. Взрослый,
понимающий душу ребенка, страдает и в том случае, если причинил страдания
ребенку.
Итак, понимание — это обязательно еще самопонимание и
самовоспитание.
Часто детей воспитываем не по науке (а кто ее знает?),
а по вере, той вере, которая сформировалась из убеждений в детстве: надо воспитывать
так, как нас воспитывали. И нередко в таких программах заложено желание взять
реванш, отыграться (ведь теперь я царь и бог!). За такой установкой трудно
разглядеть индивидуальность ребенка. Нужно стремиться избегать мелкого
педагогического корыстолюбия, цель которого: «Я хочу, чтобы обо мне хорошо
думали!» Ребенок это всегда чувствует, ведь его интересы остаются на задворках.
Вырастить же детей, ничем не поступаясь, невозможно.
Но бывают дети, которые столь любимы и властны в
семье, что верховодят родителями, легко управляя ими. Это тоже вариант непонимания
ребенка. Непонимания, которое ведет к неуправляемости и к тому, что ребенок
плохо ориентируется в ролях: кто есть кто, кто главный и за что ответствен, где
наступают ограничения. Он не понимает себя, потому что его не захотели понять
близкие.
Приведем высказывание по этому поводу Симона
Соловейчика: «Родители, которые для ребенка являются источником напряжения,
неудовольствия, неудобств, опасности, похожи на радиостанцию, которую никто не
ловит, хотя она тратит огромную энергию».
Воспитание — это работа без гарантийного результата.
Силы родителя должны распределяться разумно: на свое счастье и счастье
ребенка. Ребенок научится быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей;
он будет отзывчивым, если отзывчивы родители к своим родителям и другим людям;
он будет смелым, совестливым, порядочным...
Но при этом он будет еще и самим собой, ибо понимание
означает терпимость к непохожему. Следует понять, что ребенок, хоть и является
продолжением родителей, все же не их точная копия. Порой он берет какие-то
качества от обоих родителей, иногда — не самые лучшие. Но это как раз ваше —
что ж на ребенка сердиться? Теперь ему надо помогать!
Ребенок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он
— самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают,
любовью и терпением открывая в ребенке все лучшее, талантливое, способное. Но
за это ребенок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их
несостоявшиеся мечты!
Любовь родительская должна сочетаться с
требовательностью, проистекающей из понимания себя, целей воспитания,
понимания характера и души ребенка, понимания жизни. Ребенка важно не только
понимать, но и уметь выразить свое понимание, чтобы ребенок понимание
чувствовал, словом, паузой, интонацией, поступком, скоростью отклика, смехом,
плачем. Главное — неравнодушием и трудом.
|