Современный мир насыщен информацией и существенно отличается
от того, который был 20 лет назад. Накопление знаний человечеством — это
результат постоянного осознания человеком окружающей действительности.
Современным детям известно, что такое «пазлы», «скейт», «компьютер», «диск» и
т.п. Барби, Робокопы, герои звездных войн, покемоны и прочие потеснили героев
Н. Носова, Б. Житкова, С. Михалкова и других детских писателей. Ф.Г. Раневская
однажды сказала: «Я или старею и глупею, либо с молодежью что-то не то. Раньше
я не знала, что отвечать на их вопросы, теперь я даже не понимаю, о чем они
спрашивают».
Взрослым очень непросто: у них нет опыта воспитания
детей в такой предметной среде, потому что они сами воспитывались в других
условиях. И нередко «старые» приемы воспитания не срабатывают и нужно
«изобретать» новые. Французский детский психолог Жан Пиаже говорил: «Процессы
приобретения знаний тоже могут рассматриваться как источник равновесия между
психикой и миром». Значит, взрослым для сохранения равновесия тоже приходится
развиваться в предметном мире ребенка, чтобы взаимодействовать с ним. Но
ребенок гибче и быстрее приспосабливается.
Предметный мир многообразен: это и собственно
предметы, вещи, и отношения, взаимодействия. Предметный мир, окружающая среда
— это то, что влияет на развитие речи, интеллекта, на физическое развитие,
обеспечивает усвоение культуры, правил общения, норм взаимодействия, развивает
эмоциональную сферу, формирует привязанности.
Семья — это тоже среда. Мы часто не отдаем себе отчета
в том, сколько вокруг ребенка складывается обучающих ситуаций: как разговариваем
в магазине, по телефону, с подругой, как реагируем на болезнь ребенка, на
успехи, на чью-то радость и т.п.
И каждый взрослый для посторонних ему детей (на улице,
в транспорте, в гостях и т.д.) — тоже предметная развивающая среда. Что могут
дети от нас услышать, когда мы снижаем самоконтроль и самокритику? Девочка
подходит к гостье и лижет ее платье. На удивленный вопрос женщины четырехлетняя
кроха отвечает: «А мама сказала, что у тебя платье безвкусное». Окружающая
среда не безлика, а вполне конкретна. И каждый из нас несет свою долю
ответственности за происходящее.
Предметный мир становится обучающим только через
взаимодействие. Поэтому задача взрослых — увидеть и подать, преподнести,
раскрыть ребенку окружающий мир и научить смотреть, познавать, изучать. Для
детей 2—5 лет слово выступает как предмет, они играют словами, как
конструктором («черпалки», «льзя» и многое другое именно поэтому и появляются
на свет). Иные родители ограничиваются покупкой уймы игрушек и игр, думая, что
этим обеспечили развитие ребенка. Предметный мир должен быть разнообразным,
но не перегруженным. А главное — развивающим.
Ребенок должен попробовать свои силы и способности в
разных видах деятельности: в пении, танце, рисовании, лепке, игре на каком-либо
инструменте, заняться понравившимся видом спорта и т.д. Он должен убирать за
собой игрушки, играть, осваивая роли и профессии, чтобы развить заложенные
задатки и способности. Дети с нарушенным развитием в этом отношении нуждаются в
повышенном внимании и в большем терпении. И для такого ребенка надо
обязательно найти область, компенсирующую неуспехи: пусть медленно соображает,
зато быстрее всех бегает, пусть медлительный, зато очень аккуратный и добрый и
т.п.
Итак, с
одной стороны, родители открывают ребенку мир предметов и отношений,
рассказывают о их назначении и смыслах, учат правильному обращению. С другой
стороны — дети обращают внимание на такие явления, которых не было в мире
детства родителей. И родители тоже должны развиваться, учиться, чтобы сохранить
ведущие позиции в воспитании и развитии ребенка, быть для него интересными
личностями.
|