У большинства людей детство
связано с любимыми игрушками: они остаются в памяти взрослого человека как
близкие друзья, как опора в огорчениях и печалях (Е. О. Смирнова).
Игрушки оказывают
большое влияние на развитие младенца. Они помогают и общению, и развитию
действий, и психическому развитию, и общему эмоциональному состоянию малыша.
Необходимо, чтобы игрушки отвечали определенным требованиям (гигиеническим,
эстетическим), были подобраны по цвету, форме и звучанию. Уже с 3 месяцев важно
правильно подбирать игрушки и учить ребенка с ними играть.
|
Возраст
|
|
Действия ребенка
|
Действия взрослого
|
2-8
месяцев
|
— смотрит на яркую
игрушку;
— слышит звуки
игрушки-погремушки;
— следит за игрушкой;
— фиксирует ее взором;
— учится смотреть и
видеть;
— испытывает
положительные эмоции
|
В эмоциональном общении:
— игрушкой привлекает
внимание ребенка;
— учит следить за ней
взглядом (водит то вправо, то влево);
— вызывает положительные
эмоции
|
3-12
месяцев
|
— учится манипулировать
(без учета свойств, предмета);
— следит за действиями
взрослого;
— пытается повторять
действия
|
— организует общение,
манипулируя игрушкой;
— учит действовать;
— обозначает словом
|
6-7
месяцев
|
Разнообразные манипулирования с различными
игрушками. Отдается предпочтение игрушкам-пищалкам, а также зверушкам,
куклам и т. д.
|
В общении учит принимать участие в игре,
например:
— Где Нина?
— Вот она!..
— Молодец!
|
6-9
месяцев
|
— любит рассматривать
книжки-раскладушки, при этом он находит в них изображенные предметы,
благодаря чему у него создается запас представлений;
— с карандашом и бумагой
проделывает различные манипуляции (завертывание и т. д.), может
рисовать на бумаге каракули
|
В общении рассказывает, показывает и
спрашивает: Где Алена? — указывает... Где глазки?.. А ушки?.. и т. д.
Разыгрывая ситуации, показывает возможные
действия
|
Игрушка обязательно должна
приносить малышу радость и удовольствие, быть увлекательной и привлекательной.
Соответствие интересам самого ребенка — вот то, что делает игрушку игрушкой.
Ситуация. Мама показывает Нине (2,5
месяца) погремушку ярко-красного цвета, сделанную в виде шара, то справа, то
слева от нее, то приближая, то отдаляя ее от дочери. «Какие бы еще погремушки
можно купить?» — подумала мама.
Какие требования
предъявляются к игрушке-погремушке?
Решение. Погремушки должны быть
легкие, пластмассовые, разноцветные, звучащие. Они не должны причинять ребенку
травм, но в то же время должны быть сложной формы, служить эталоном и формы, и
цвета.
По-разному действуя
погремушкой, мама формирует у дочки ориентировочное поведение, необходимое для
правильного развития малыша.
Ситуация. Мама Оли (2,6 месяца) обычно
подвешивает в поле зрения дочери различные игрушки, чтобы она играла ими, и
уходит. Женщина считает, что ребенок сам прекрасно будет занят.
Права ли мама? Какие
требования эмоционального общения взрослого с ребенком не реализует мама?
Решение. Присутствие мамы очень
желательно, так как ребенок будет учиться у мамы манипуляции с предметом,
будет пытаться повторять ее действия. Именно в присутствии взрослого ребенок
наиболее активно манипулирует игрушками.
Игрушка провоцирует ребенка к
воспроизведению одних и тех же действий, что приводит к их освоению.
Выбирая ту или иную игрушку,
нужно сразу представить, что ребенок будет с ней делать.
Первое требование к игрушке
состоит в том, чтобы она могла стать предметом действия ребенка.
Вопрос. Как должно быть организовано
общение во время «кризиса одного года»?
Ответ. К концу первого года жизни
ребенок уже умеет общаться: слова, пусть пока мало кому понятные, то и дело
срываются с его уст.
Малыш способен уже отвечать
на побудительные сигналы (например, «Дай игрушку!»). Круг его общения узок и
ограничен семьей. В ней он чувствует себя комфортно, если никто не мешает его
самостоятельности. В этот период малыш делает уже свои первые шаги. Поэтому
нужно помнить, что без родительских восхищений ему не обойтись, а добрые слова
мамы вдохновляют его на новые свершения.
В 1 год с ребенком все
следует делать вместе: читать, слушать и даже прыгать. При первом удобном
случае малыш демонстрирует взрослым свои умения. Это самый благоприятный период
для развития его эмоциональности, интеллекта и моторики. Его интеллект развивают красочные
книги-раскладушки, доставляющие ребенку большое удовольствие. Для эмоционального развития желательно предлагать ребенку
слушать классическую музыку. Чем позже он познакомится с поп-музыкой, тем ему
будет лучше. Для развития моторики ребенку будут полезны различные виды
гимнастики и массажа, а для развития мелкой моторики — упражнения, которые
включают хватающие и бросающие движения.
В этот период ребенок часто
подвержен капризам. Различается несколько видов детского крика:
крик-нужда: ребенок хочет общаться или
дает разрядку своим негативным эмоциям;
крик о помощи: ребенку страшно, больно или
плохо;
крик-манипуляция: попытка заставить совершить
действие, в котором ранее ему было отказано.
Если ребенок кричит очень
громко и больше 5 минут, то необходимо обратиться к специалисту.
Задание. Понаблюдайте:
за характером общения
младенца с новыми для него людьми в привычной для него обстановке (на руках у
мамы, в своей комнатке);
за характером общения с
другими детьми в новой обстановке (на детской площадке, в компании).
* * *
Итак, общение уже в младенческом
возрасте отличается достаточным совершенством и разнообразием форм и
проявлений, хотя основано преимущественно на инстинктах и биологических
программах. В дальнейшем общение принимает социальный характер и
предопределяется его общей деятельностью и развитием речевых умений.
Ребенку раннего возраста
игрушки, разумеется, по-прежнему необходимы.
Игрушки позволяют ребенку исследовать
мир, складывать и проявлять свои творческие способности, выражать чувства,
учат общаться и познавать себя.
|
1. Соотносящие.
Цель: приведение предметов
(их частей) в определенные пространственные отношения. Предпочитаемые
игрушки — сборно-разборные (пирамидки, вкладыши и др.). Они
подбираются с учетом формы, величины, цвета, располагаются в
определенном порядке. Напомним, что в младенчестве манипуляции
предметами происходили без учета их свойств
|
Руководит общением
в процессе действий ребенка
с игрушкой:
— показывает и объясняет
действия;
— побуждает к действиям;
— вселяет уверенность;
— создает положительные
эмоции;
— оценивает
|
2. Орудийные.
Цель: употребление одних
предметов (орудий) для воздействия на другие предметы. Способ
потребления орудий зафиксирован в их устройстве: ложкой — едят,
карандашом — пишут, лопаткой — копают и т. п.
|
В общении знакомит с миром простых вещей:
— что каждый предмет для
чего-то существует;
— что использовать
предмет надо по его функциональному назначению
|
3. С полифункциональными предметами (палочками, шишками,
камешками и т. п.). Цель: замещение отсутствующих предметов. Например,
палочкой можно замещать ложку, термометр
|
В общении:
— развивает воображение;
— развивает знаковую
функцию сознания
|
С помощью игрушек и
других предметов ребенок совершает действия различного вида, необходимые для
овладения предметной деятельностью, которая становится в этом возрасте ведущей.
Выбор игрушки — дело
серьезное, поскольку она может быть с человеком долгие годы. Поэтому игрушка
должна быть красивой и приятной на ощупь. Тем более что в будущем она может
стать доверительным другом ребенку. С малышом 2-3 лет можно разыгрывать сюжеты,
используя машинки, кубики, конструкторы. Каждое прочитанное ребенку стихотворение
можно превратить в игру-драматизацию с игрушками.
В 2-3 года игровая
деятельность ребенка постоянно развивается.
Ситуация. Папа с Петей (3 года) чинят
сломанную машинку.
Как использовать эту (или
подобную) ситуацию для развития правильной речи ребенка и для того, чтобы у
ребенка укрепилось желание общаться с отцом?
Решение. Папе нужно доброжелательно,
эмоционально, в позиции «на равных» разговаривать с ребенком, обозначать
словами свои действия: «Ну что, как будем чинить? С помощью отвертки?».
Сын повторяет несколько раз
за папой: «Закручиваем болтик отверткой!». В конце концов, каждый остается
довольным: сын — отремонтированной машинкой, папа — своим помощником.
Вопрос. Как организовать общение с
трехлетним ребенком при совместном рассматривании картины «Дети на прогулке»?
Ответ. Сначала взрослый сам
составляет рассказ по картинке, вызывая положительно-эмоциональное отношение к
ней. Затем побуждает ребенка отвечать на вопросы типа: «Что делают дети?», «Во
что они одеты?», «Какое время года изображено на картине?», «Как ты это определил?»
и т. д.
Вопросы взрослый ставит таким
образом, чтобы ребенок использовал известные ему слова, падежные окончания. В
то же время взрослый знакомит ребенка с новыми для него словами.
Ситуация. Для ребенка раннего возраста
характерны стереотипность поведения, негибкость, некоторый «консерватизм».
Как сохранить
эмоционально-положительный настрой ребенка, например, в ситуации одевания,
когда ему неожиданно предлагается новая одежда (в частности, кофточка)? Как
развивать самостоятельность ребенка?
Решение. В общении с ребенком взрослый
должен предварительно настроить его на новый предмет (в данном случае на новую
кофточку). Это позволит снять напряженность отношений, малыш успокоится и легко
выполнит предложенное взрослым действие, наденет новую одежду. Общение войдет в
привычное русло.
Для развития
самостоятельности лучше побуждать ребенка к действию, используя ситуацию
выбора.
Итак, взрослому в общении с
ребенком раннего возраста необходимо иметь в виду:
постоянство предмета;
постоянство времени,
последовательность событий;
постоянство ритуалов (делать
так, как принято) и др. |