Цель: повышение психологической
компетентности родителей в вопросах воспитания
и развитие эффективных навыков коммуникации с
детьми.
Задачи:
- Усиление способности родителей к пониманию и
вчувствованию в эмоциональный мир своего
ребенка, через установление визуального
контакта, физического контакта, наблюдение и
совместную деятельность;
- Изменение неадекватных родительских позиций;
- Оптимизация форм родительского взаимодействия
в процессе воспитания детей.
Элементы и приемы:
- Сказкотерапия (чтение и обсуждение сказки;
работа с метафорой);
- Игровая терапия (игры и упражнения,
психогимнастика, ролевые игры);
Материалы: мягкая игрушка – Мышонок, маски
(мышка, мышонок, кошка, щука, свинка, утка, курица,
лошадь, жаба), свеча, кукольная кроватка с
постельными принадлежностями, памятки для
родителей "Игры при проблемах в засыпании
ребенка”, "звезды – оригами”, изготовленные
детьми в кружковой работе.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
Психолог: Садимся все в полукруг,
обмениваемся теплым пожатием рук друг другу.
2. Беседа "Что случилось с настроением?”
Психолог: Добрый вечер, ребята! Сегодня когда
я спешила к вам в сад, поднимаюсь по ступенькам и
смотрю, стоит Мышонок – ножками топает,
капризничает и кричит: – "Не хочу в детский
сад!”. Пришлось мне остановиться и спросить: –
"Что же произошло?”, "Почему у тебя утром такое
плаксивое настроение?”
– Ребята, как вы думаете, что он мне ответил?
(внимательное выслушивание предположений детей)
– А, хотите, узнать, что же вчера вечером
произошло с Мышонком? И что явилось причиной его
утренних капризов?
Итак, мы все глазки закрываем, и мы с вами
окажемся в детской комнатке, в уголке стоит
кроватка, в кроватке лежит маленький мышонок, а
рядом с ним мама – Мышка! А теперь открывайте
свои глазки и послушаем, что же там произошло.
3. Игра-драматизация "Сказка о глупом мышонке”
Родители показывают сказку С.Я.Маршака "Сказка
о глупом мышонке”.
Конец сказки можно преобразовать, например:
А Мышонок с тетей Кошкой,
В соседней комнате немножко
В "Кошки – Мышки” поиграли,
Книжки разные читали…
Ну, и как тут ранним утром,
С настроением дружить?
В детский сад с улыбкой заходить?
Родители, после проигрывания своей роли,
присаживаются на стульчики рядом с детьми.
4. Разговор "Что если...”
Ребята, теперь понятно, почему у мышонка такое
настроение было утром? А у вас так бывает? Давайте
представим, что вам предложили принять участие в
эксперименте. Вам дали такую чудесную таблетку,
выпив которую детям никогда не нужно было спать?
Вопросы:
- Как вы ребята провели бы ночь, когда все
остальные спят?
- Как бы вы себя чувствовали, если весь дом был бы
в вашем распоряжении?
- Чем занялись бы вы, соскучившись от такой массы
свободного времени?
- А если бы вы устали, то, как бы расслабились?
- Как бы они объяснили, почему не видели снов?
- Как бы они объяснили другим людям, почему они не
должны были спать?
После того как дети подумают о том, что это
такое — никогда не спать, задайте им вопрос:
согласились бы они принять участие в таком
эксперименте, если бы им это предложили?
Конечно, сон человеку нужен и необходим, чтобы
восстанавливать свои силы, для сохранения
здоровья своего, и чтобы каждое утро можно было
встречать с улыбкой и зарядом бодрости и энергии.
А Мышонку, мы сейчас покажем несколько игр,
которые помогут ему при засыпании.
5. Волшебник сна
Можно сделать вместе с ребенком волшебную
палочку. При свете ночника этой палочкой ребенок
касается всех предметов в комнате и говорит:
"Вот и диван заснул...”, "Вот и стол уснул” и т.д.
После того как все предметы "заснули”,
"волшебник” сам ложится в кровать и прикасается
к себе волшебной палочкой и говорит: "И я буду
спать”. Выключается свет. Игра закончена.
6. Ритуал прощания
Посмотрите, наш Мышонок уснул. Сейчас мы его
укроем одеялом, пожелаем ему спокойной ночи! (все
подходят и тихо желают спокойной ночи).
Прощание при свече: "Я хочу, что бы пламя этой
свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды,
тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её
свет озарил ваши лица улыбкой и любовью. А теперь
мысленно поблагодарим, друг друга за работу,
вздохнем и дружно погасим свечу.
Свеча гаснет, и остаются звезды, которые будут
освещать ваш дальнейший путь…. Спасибо, Вам!
Звезды, изготовленные детьми, раздаются гостям и
мамам. ПРИЛОЖЕНИЕ
Сказка о глупом мышонке
Автор: Пела ночью мышка в
норке:
Мышка:
Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Автор: Отвечает ей Мышонок:
Мышонок:
Голосок твой очень тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты
мне няньки поищи!
Автор: Побежала мышка
– мать,
Стала Утку в гости звать:
Мышка:
Приходи к нам, тетя Утка,
Нашу детку покачать.
Автор: Стала петь Мышонку
Утка:
Утка: Га-га-га,
усни, малютка!
После
дождичка в саду
Червяка
тебе найду.
Автор: Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок:
Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Автор: Побежала Мышка – мать,
Стала жабу в няньки
звать:
Мышка:
Приходи к нам, тетя Жаба
Нашу детку
покачать.
Автор: Стала Жаба важно
квакать:
Жаба: Ква – ква –
ква, не надо плакать!
Спи, Мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Автор: Глупый маленький
Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой
голос нехорош.
Очень скучно ты
поешь!
Автор: Побежала
Мышка – мать
Тетю Лошадь в гости звать:
Мышка:
Приходи к нам, тетя Лошадь,
Нашу детку покачать.
Лошадь: Иго – го – (автор
– поет лошадка)
Спи Мышонок, сладко – сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Автор: Глупый маленький
Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет,
твой голос нехорош.
Очень
страшно ты поешь!
Автор: Побежала
Мышка – мать
Тетю Свинку в няньки
звать:
Мышка:
Приходи к нам, тетя Свинка,
Нашу детку покачать.
Автор: Стала Свинка громко хрюкать,
Непослушного баюкать:
Свинка: Баю – баюшки, хрю – хрю.
Успокойся,
говорю!
Автор: Глупый
маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос нехорош.
Очень
грубо ты поешь!
Автор: Стала думать
мышка – мать:
Надо курицу позвать.
Мышка:
Приходи к нам, тетя Клуша,
Нашу детку покачать.
Автор: Закудахтала
наседка:
Курица: Куд – куда! Не бойся детка!
Забирайся
под крыло:
Там и тихо и
тепло.
Автор: Глупый
маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос нехорош.
Этак,
вовсе не уснешь!
Автор: Побежала Мышка
– мать,
Стала Щуку в няньки
звать:
Мышка: Приходи
к нам, тетя Щука,
Нашу
детку покачать.
Автор: Стала петь
Мышонку Щука –
Не услышал он не звука:
Разевает Щука рот,
А не слышно, что поет…
Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Автор: Побежала Мышка
– мать
Стала Кошку в няньки
звать:
Мышка: Приходи
к нам, тетя Кошка
Нашу детку покачать.
Автор: Стала петь
Мышонку Кошка:
Кошка: Мяу – мяу, спи мой крошка!
Мяу
– мяу, ляжем спать,
Мяу
– мяу, на кровать.
Автор: Глупый
маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Автор: Прибежала
Мышка – мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого Мышонка,
А Мышонка не видать…
|