Важнейшей задачей дошкольного
образовательного учреждения и семьи является
создание условий, обеспечивающих полноту и
целостность пространства для жизни и
гармоничного развития ребенка. Ее решение
невозможно без установления диалогических
отношений «педагог-родитель».
Несмотря на то, что современная педагогика
располагает большим арсеналом способов
организации совместной деятельности семьи и ДОУ,
практика показывает, что как молодые, так и
опытные педагоги, владеющие достаточным объемом
профессиональных знаний, испытывают
значительные трудности при выстраивании
отношений с родителями. Проводимые исследования
свидетельствуют о преобладании монологической
ориентации в общении педагогов с родителями
воспитанников. В этой связи разработка
практических материалов, призванных помочь
педагогам в построении взаимодействия с
родителями, приобретает все большую
актуальность.
Предлагаем вниманию читателей консультацию
для педагогов ДОУ, целью которой является
повышение их профессиональной компетентности.
Консультация проводится в форме деловой игры
«Педагог-Родитель». Мощный информационный и
организационный потенциал родительского
собрания не вызывает сомнения. По этой причине мы
и положили в основу игры модель одной из
традиционных форм взаимодействия педагогов и
родителей. Отработка этой модели помогает
развитию способности педагогов к диалогу с
родителями воспитанников.
Цель: расширение профессиональной
компетентности педагогов на основе упражнений в
выработке умений по организации и проведению
родительского собрания; развитие навыков
принятия коллективных решений.
Состав участников игры:
- Ведущие игры.
- Руководители малых групп.
- Участники малых групп (по 7-10 человек).
Регламентация игры:
- Организационный этап (3-5 мин).
- Подготовительный этап (15-20 мин.).
- Основной этап: работа в группах (25-30 мин.).
- Рефлексивный этап (7-10 мин.).
Инструментарий игры: ватман — 2 листа,
бланки «Современные формы взаимодействия
педагогов и родителей»— по количеству групп,
бланки «Личный опыт»— по количеству участников;
ручки, маркеры, проектор, доска, мяч.
Структура деловой игры:
1. Организационный этап
1.1. Разминка. Игра «Эстафета хороших
известий»
Назначение: приветствие, мобилизация
внимания участников, создание доброжелательной
атмосферы.
Реализация: ведущий предлагает каждому
участнику ответить на один из вопросов,
рассказав о чем-нибудь радостном, приятном,
интересном, что случилось с ним сегодня (вчера, на
прошлой неделе). Участник отвечает на вопрос и
передает мяч соседу.
Инструментарий: резиновый мяч.
1.2. Введение в игру
Назначение: сообщение информации
участникам о цели и условиях игры.
Реализация: ведущий сообщает участникам о
цели игры, условиях ее проведения и знакомит с
правилами деловой игры, осуществляет деление
участников на группы, в которых определяется
руководитель; ведущий произносит вступительное
слово по обсуждаемой проблеме.
Инструментарий: бейджики для участников.
2. Подготовительный этап
2.1. Построение «пирамиды взаимодействия
педагогов и родителей»
Назначение: определение этапов
взаимодействия педагога с родителями; включение
участников в работу по осмыслению обсуждаемой
проблемы.
Реализация: группам предлагается
выстроить «пирамиду взаимодействия педагогов и
родителей» (определить последовательность
этапов взаимодействия педагогов и родителей) и
представить полученный результат.
Инструментарий: карточки с названием
этапов взаимодействия педагогов и родителей
(диагностический этап; информационно-наглядное
просвещение; психолого-педагогическое
просвещение и обучение родителей; включение
родителей в совместную практическую
деятельность); доска, магниты.
2.2. Заполнение бланка «Современные формы
взаимодействия педагогов и родителей»
Назначение: обращение к опыту педагогов;
осмысление важности и необходимости
взаимодействия с родителями.
Реализация: участникам предлагается
вспомнить те формы взаимодействия с родителями,
которые они используют в практике работы. При
заполнении второго столбика таблицы нужно
ответить на вопросы: «Зачем нужна эта форма?»
«Какой результат ее использования?» Результат
групповой работы представители групп записывают
поочередно на листах ватмана.
Инструментарий: бланки по количеству
групп; листы ватмана; маркеры; доска.
2.3. Просмотр фоторяда «Взаимодействие с
семьей»
Назначение: актуализация знаний
участников о формах взаимодействия педагогов и
родителей.
Реализация: группам предлагается назвать
форму взаимодействия педагогов и родителей,
запечатленную на фотографии.
Инструментарий: экран, проектор, фоторяд
«Взаимодействие с семьей».
3. Основной этап
3.1. Работа в группах. Составление
плана-сценария родительского собрания
Назначение: включение слушателей в
деятельность, взаимодействие в группе и обмен
опытом по обсуждаемым вопросам.
Реализация: участники групп моделируют
план-сценарий родительского собрания.
Обсуждается структура родительского собрания,
форма проведения каждого этапа и его содержание.
3.2. Презентация планов-сценариев
Назначение: закрепление практического
опыта работы при подготовке родительского
собрания, присвоение нового опыта.
Реализация: осуществляется презентация
плана-сценария участниками групп.
Инструментарий: фломастеры, листы бумаги,
ватман.
4. Рефлексивный этап
4.1. Индивидуальная работа. Заполнение
бланка «Личный опыт»
Назначение: самоанализ участников игры.
Реализация: каждый участник заполняет и
анализирует бланк «Личный опыт».
Инструментарий: бланки, ручки.
4.2. Подведение итогов
Назначение: получение обратной связи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Бланк «Современные формы
взаимодействия педагогов и родителей»
Формы взаимодействия с
родителями |
Цель, результат |
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Бланк «Личный опыт»
Формы взаимодействия с родителями |
всегда |
часто |
иногда |
редко |
никогда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анализ
1. Испытывали ли вы затруднения, заполняя бланк?
Какие мысли возникли при заполнении бланка?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
2. Что хочется изменить в своей работе?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План родительского собрания
(подготовительный период).
1. Приглашение.
2. Оформление группы (иного помещения).
3. Мизансцена.
Ход собрания:
- Творческая заставка-презентация.
- Игра-знакомство, игра-сплочение.
- Выступление педагога о содержании
деятельности, о режиме работы.
- Выступление специалистов ДОУ.
- Обратная связь.
- Итог.
|