Скоро в школу. .. Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее
порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой
сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих
детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина:
образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только
душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми —
семьей.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не
только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять
достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе
комфортно.
- Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.
Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.
Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.
Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом
близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это
занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к
лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.
Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из
школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка
радостным ожиданием.
- Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» —
отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное
имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в
незнакомой ситуации.
- Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет
организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную
процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее
место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и
карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).
Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!
И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
- Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение
и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский
сад.
В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей
о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут. .. », «Двойки будут
ставить. .. », «В классе засмеют. .. » В некоторых случаях эти меры
могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
- Не старайтесь быть для ребенка учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети
испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в
присутствии незнакомых взрослых.
Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь
организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой
игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.
Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих
друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе
торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.
Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу
поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого
достичь невозможно.
- Научите ребенка правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался
играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием.
Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры.
Пусть победителем считается только первый, а все остальные —
проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте
хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка
на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит
самоценность игры, а не выигрыша.
- Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне. .. » должны войти в речь
ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно.
Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды:
«Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в
вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас
любит и стремится подражать во всем.
- Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же
естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим
нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке
вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать
заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи.
Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или
сам займет очередь к специалисту.
- Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.
Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями. )
Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и
внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода
на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
- Научите ребенка самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство
самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного
обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и
подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга
всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело. Приучайте
ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной
жизни.
- Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.
Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания
и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три
пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою
просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на
стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить
ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.
Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка
на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.
Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
- Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность
- Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.
- Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое. ..
- Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.
- Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.
- Учите ребенка чувствовать.
- Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
Успехов Вам и вашим детям. .. |