Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 08.12.2016, 04:09

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
                    О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
                                      Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
СЦЕНАРИИ [67]
Главная » Статьи » РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ » СЦЕНАРИИ

Общение детей дошкольного возраста с родителями
1. Для развития самого общения на протяжении дошкольного детства надо знать:

как развивается общение с возрастом;

какие виды и формы общения существуют на каждом возрас­тном этапе развития;

как определить уровень развития общения;

как компенсировать возможные недостатки общения.

2.      Чтобы понять, какое влияние оказывает общение на развитие личности ребенка, надо знать, как через общение развивать мотивы и смыслы действий, сознание и самосознание, инициативность и произвольность и т. п.

Психологическая сущность потребности дошкольника в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей, в попыт­ке понять, что он может, умеет, знает.

После кризиса 3 лет взаимоотношения взрослого с ребенком стано­вятся спокойнее, малыш является уже достаточно самостоятельным. С одной стороны, это радует дошкольника, а с другой — огорчает его, так как родители уделяют ему меньше внимания.

Сразу заметим, что в круг общения, кроме привычных ребенку мамы и папы, теперь еще входят и сверстники. Общение с ними играет осо­бую роль в онтогенетическом развитии ребенка. Прежде всего это объ­ясняется тем, что такое общение имеет черты, которыми не обладает общение со взрослыми:

удовлетворение потребности в эмоциональном контакте;

ощущение себя предметом заинтересованности и симпатии, чувств, которые отличаются от тех, что проявляются у взрослых;

возможность избирательного общения (и он выбирает, и его вы­бирают);

♦ переживание совместных радостей и огорчений и наличие ситуа­ции «обратной связи» (все это позволяет развиться эмпатии).

С момента первого своего проявления (примерно на третьем году жизни) общение со сверстниками является обязательным условием развития человека.

Г. А. Цукерман отмечает, что между новым действием, выполняемым лишь с помощью взрослого, и самостоятельным действием ребенка есть область полусамостоятельности. Здесь помощь взрослого не только не нужна, но порой и вредна: на его «полюс» немедленно «перетекает» рефлексивная часть работы. Это неизбежно происходит помимо воли взрослого и без ведома ребенка. Именно в области полусамостоятель­ности ребенку помогает сверстник.

Принципы построения общения взрослого с ребенком.

Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со все­ми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда.

Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его лично­сти. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особен­но в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь.

Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им.

Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, при­обретая ряд отклонений. Еще хуже сказывается на его развитии непринятие.

Ситуация. Родители пишут, что их единственный сын Сережа (4 года) растет необщительным. Они считают, что ему пора бы уже много разго­варивать, а он все молчит.

Как можно разговорить Сережу?

Решение. Исследования показывают, что число детей, страдающих от собственной неконтактности, или, иными словами, от аутизма, ста­новится все больше. Рост потока информации, обострение социаль­ных проблем пагубно влияют на общение между детьми и взрослыми. В психике дошкольника возникают тревога, растерянность, нервные срывы.

В семье ребенок проводит большую часть своего времени с родными людьми, с которыми даже невольно он обязан вступать в какое-то об­щение. Трудности родителей заключаются в том, что они должны ори­ентироваться на продолжительную и кропотливую работу по развитию у ребенка навыков общения. Успех ее во многом зависит от удачно вы­бранного взрослыми поведения. Они должны овладеть игровыми прие­мами, методикой проведения интеллектуальных и творческих занятий, а также уметь использовать словесные и танцевальные упражнения. Такие упражнения можно найти в книге В. Е. Кагана «Преодоление: неконтактный ребенок в семье». Автор дает рекомендации по устрой­ству повседневной семейной жизни, целительной для ребенка; расска­зывает о развитии общения и сотрудничества.


* * *

Особенности поведения и самочувствия ребенка зависят от стиля воз­действия на него родителей, от выбранной ими модели общения с ним.

Стиль общения

Характер отношений

Методы воздействия

Результат

 

 

      подавление инициативы;

         наказания

Развивается беспомощ­ность.

Возможен комплекс неполноценности

Либерально-попуститель­ский

Вседозво-

ляющий,

вследствие

чего ребенок

не знает, что

можно

делать,

а чего нельзя

К ребенку относятся излишне ласково, ему не дается каких-либо ориентиров

Отсутствие самостоятель­ности, активности

Демократи­ческий

Доброжела­тельный

Внушение, убеждение

Ребенок получает положительные эмоции, у него проявляются уверенность в себе, тяга к сотрудничеству, совместной деятельности

Задание. Ответьте на вопрос: «Как вы поступите в ситуации, если ваш ребенок боится идти к зубному врачу?».

Варианты ответов

Стиль родительского поведения

1. Поведу лечиться, здоровые зубы важнее детских капризов

Авторитарный

2. Объясню ребенку, что это необходимо для его здоровья

Объяснительный

3. Зубы болят у тебя, поэтому как ты решишь, так и будет

Автономный

4. Предложу ребенку что-нибудь интересное взамен

Компромиссный

5. Постараюсь помочь ему преодолеть свой страх

Содействующий

6. Скорее всего, поведу, но буду переживать вместе с ребенком

Сочувствующий

 Ответы родителей и соответствующие им стили родительского поведения


Ниже приводятся возможные ответы родителей и соответствующие им стили родительского поведения.

Вопрос. При каких условиях ребенок растет эмоционально защи­щенным и уверенным в себе, открытым и общительным?

Ответ. Если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь, то в такой атмосфере у ребенка развивается способность к позитивному взаимо­действию с окружающим миром. Малыш в таком случае усваивает осо­бенности общения в естественных для себя условиях. И даже если он оказывается в конфликтной ситуации, то ему легче справиться с ней, так как он настроен конструктивно.

Ситуация. Взрослый, развивая общительность ребенка, должен увле­кать его, «заражать» переживаниями. Только в этом случае можно пре­одолеть негативные способы общения дошкольника.

Каким образом взрослый может это сделать?

Решение. Увлечь ребенка общением возможно тогда, когда взрос­лый действительно играет с ребенком, «веря в предлагаемые обстоя­тельства» исходя из взятой на себя роли. Но нельзя и «переигрывать», чтобы не исказить у ребенка представление о мире, чувствах и средст­вах их выражения.

Ситуация. В иных семьях принято разговаривать с ребенком резким голосом, одергивать, высмеивать его оплошности, при этом родители общаются с ним очень мало.

Какое поведение ребенка будет преимущественно развивать­ся в таких семьях?

Требуется ли для ребенка специальное обучение общению?

Решение. Ребенок будет вести себя соответственно поведению своих родителей. Он будет пытаться хитрить или же замкнется, не умея на­лаживать контакты с окружающими, и т. п.

Пока ребенок воспитывается в условиях семьи, то проблема общения может быть незаметной, в семье все будет происходить, на первый взгляд, так, как обычно. Но когда он пойдет в детский сад, где необходимо будет взаимодействовать со сверстниками, то конкуренция на равных может дать такой эффект, при котором малыш займет зависимую позицию во взаимоотношениях с ровесниками.

Обычно детям не требуется специального обучения общению. Обуче­ние общению — процесс естественный. Ребенок учится общаться, подра­жая тому, как это делают родители.

Сами родители должны показывать ребенку образцы правильного общения.

Ситуация. Воспитательница детского сада, в котором начали ис­пользовать компьютер, заметила, что дети ведут себя по-разному, когда работают на нем.

Связано ли такое поведение со стилем общения взрослых с детьми?

Решение. При работе на компьютере ребенок должен самостоятель­но находить способ решения поставленной перед ним задачи, а степень самостоятельности зависит от стиля общения взрослого с ребенком.

Дети, воспитывающиеся в условиях демократического стиля об­щения, легко воспринимают новый вид деятельности, редко когда боятся ошибиться. Они активны, жизнерадостны, делятся успеха­ми, помогают друг другу в случае неудач, успешно решают задачи. Дети-лидеры сохраняют свое лидерство.

Дети, воспитанные в условиях авторитарного стиля, скованны, им не хватает смелости работать самостоятельно. Они нуждают­ся в совете, оценке, а то и в прямом руководстве со стороны взрос­лого. Им важнее оценка взрослого, чем сверстника. Дети-лидеры теряются, так как надо не копировать взрослых, а действовать са­мостоятельно, проявляя свои способности.

Дети, воспитанные в условиях либерального стиля, ведут себя ина­че. Они эмоционально неорганизованны, с трудом могут сосредо­точиться. Сконцентрировать внимание им помогают только игры.

Т. Хриман и Е. Василева утверждают, что дети-лидеры в привычных ситуациях могут не быть таковыми в ситуациях действий с ПК. А дети, которые не проявляли себя в обычной ситуации как лидеры, в ситуации с ПК становятся таковыми.

Важно, чтобы в семье было дружеское взаимопонимание. Личностно-ориентированный стиль общения объединяет всех. Возникает чув­ство «мы», сопричастность общему делу.

 

Роль матери

Роль отца

Эмоциональная

Стабилизирующая

        Женственность

        Мягкость

        Слабость

         Подчиненность

        Мужественность

        Уравновешенность

        Сдержанность

        Последовательность

ВАЖНО

Единство взглядов на вопросы:

воспитания и общения;

взаимопонимания;

        оптимальной дистанции общения

Недопустимо создавать два лагеря (нейтрально или враждебно настроенных):

у матери — «свой» ребенок;

у отца — «свой» ребенок.

Не должно быть самоутверждения одного из супругов за счет другого. Не отводить отцу роль «карающей силы» для наказания детей

При нарушении семейных отношений у детей возможны характеро­логические, личностные отклонения, такие как нарушение личностного общения. Одной из причин этого может быть «тяжелый» характер ро­дителей.

Характер воспитывается характером.

Мать и отец по-разному общаются с сыном и дочерью:

сын усваивает особенности общения отца и свойственную его по­ведению половую роль;

дочь усваивает особенности общения матери и соответствующую половую роль.

В неполной семье, когда у ребенка есть только одна мать, отсутству­ет образец мужского поведения, а потому для сына нет образца для собственной роли. Как следствие, он или усваивает женский тип пове­дения, или выбирает поведение грубое и жестокое. Для дочери в такой семье нет прообраза будущего партнера (мужа).

Дети из конфликтных семей, пережив разрыв отношений между родителями, испытывают большие трудности в общении со своими сверстниками и могут перенести возникшие в связи с этим проблемы на свою будущую семью. Они с детства разочаровываются в возможно­сти существования хороших отношений.

Ребенок испытывает на себе влияние семейной атмосферы, сформи­рованной родительскими отношениями. Супружеские отношения фор­мируют определенную позицию эмоциональных отношений к сыну (дочери), определяют взгляд на его (ее) воспитание.

Родительская позиция — один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности ребенка, его общительность.

Родителям чаще следует задавать себе вопрос: «Как я выгляжу в гла­зах своего ребенка?». Особенно это важно в таких ситуациях:

телефонный разговор, в котором приходится выговориться;

отзывы по поводу гостей, которым только что улыбались;

рассуждения по поводу увиденного на экране телевизора и т. д.

Ситуация. Пока ребенок маленький, ему не приходит в голову, что у него нет папы. Став постарше, он это начинает осознавать. Малыш этим открытием очень обеспокоен, у него появляется легкая возбудимость.

Кто из родственников может помочь реализовать потреб­ность ребенка в отце?

Решение. Взрослый мужчина может дать ребенку много, если сумеет стать другом малыша. Лучший выход из создавшегося положения — если воспитанием сына займется отец, хотя он и ушел из семьи. Особую роль в мужском общении могут сыграть братья или дедушка.

Ситуация. У папы было большое желание иметь сына, и мама тоже присоединилась к нему. Другими словами, мама приобрела тот же мо­тив, что и папа. Но, вопреки ожиданиям, у них родилась девочка.

Дайте прогноз возможного развития общения родителей с до­черью.

Решение. Воспитание дочери будет окрашиваться мальчишески­ми мотивами. Соответственно этому будет строиться и общение. В такой ситуации родители не видят существующих качеств девочки — ее чувственности, грациозности и т. п. Они этих качеств могут просто не заметить, так как изначально хотели видеть в ребенке только волевые мальчишеские черты. В результате воспитания неправильно реализу­ется любовь к ребенку.

Задание. Предложите малышу поиграть и в процессе игры с помощью косвенных вопросов выясните, каково его отношение к вам, каким он вас видит, как копирует, что из сказанного вами запоминает.

Задание. Понаблюдайте за ребенком в ситуации игры и определите:

берет ли он на себя роли родителей (отца, матери);

каким образом он их выполняет (слова, высказывания, действия, отношения);

какие ситуации семейной жизни чаще отражаются в игре?

Задайте детям ряд косвенных вопросов типа:

«Если бы у тебя была возможность пойти в кино, с кем бы ты по­шел?»;

«Если тебе захочется поделиться радостью (грустью), то к кому из родных ты в первую очередь обратишься?»;

«Если у тебя что-то не получается, то к кому из родных ты обра­тишься за помощью?» и т. п.

* * *

Ребенок всегда должен чувствовать поддержку со стороны родите­лей. Педагогическая поддержка — непосредственный акт общения и взаимодействия, свободный, равноценный и значимый для ребенка и взрослого.

В режиме диалога А. Витковский выделил семь шагов решения про­блемы.

Заметить эмоциональное состояние ребенка.

Помочь ему увидеть свою проблему.

Помочь определить к ней свое отношение.

Помочь определить, что делать.

Помочь определить, как делать.

Стимулировать выбор ребенком варианта решения.

Стимулировать выработку им плана действия.

Могут быть и другие формы и методы поддержки. Так, можно ис­пользовать приведение характерного жизненного примера.

Поддержка может определять уже то, что происходит взаимодейст­вие взрослого и ребенка как близких по духу и интересам людей, как друзей, значимых друг для друга. Там, где есть товарищеские отноше­ния взрослого с ребенком, воспитания как особой педагогической дея­тельности не нужно. В этом случае налицо эффект педагогического влияния без произнесения наставляющего слова. Товарищеские отно­шения обладают свойством невербального воздействия. Если взрослый становится для ребенка знаковой личностью, то простое присутствие такого взрослого — уже мощный воспитательный фактор.

  • Тут

    Медицинская и парикмахерская мебель. Оборудование для парикмахерских

    panda-russia.ru

Категория: СЦЕНАРИИ | Добавил: admin (31.08.2011)
Просмотров: 3106 | Теги: родительское собрание в детском сад, работа с родителями дошкольников, родители дошкольников, родители и ДОУ | Рейтинг: 5.0/1
РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0



    Copyright MyCorp 2016    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru