1. Для развития самого общения на протяжении дошкольного детства надо знать:
как развивается общение с
возрастом;
какие виды и формы общения
существуют на каждом возрастном этапе развития;
как определить уровень
развития общения;
как компенсировать возможные
недостатки общения.
2. Чтобы понять, какое влияние оказывает общение на
развитие личности ребенка, надо знать, как через общение развивать
мотивы и смыслы действий, сознание и самосознание, инициативность и произвольность и т. п.
Психологическая сущность
потребности дошкольника в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и
других людей, в попытке понять, что он может, умеет, знает.
После кризиса 3 лет
взаимоотношения взрослого с ребенком становятся спокойнее, малыш является уже достаточно
самостоятельным. С одной стороны, это радует дошкольника, а с другой — огорчает
его, так как родители уделяют ему меньше внимания.
Сразу заметим, что в круг
общения, кроме привычных ребенку мамы и папы, теперь еще входят и сверстники.
Общение с ними играет особую роль в онтогенетическом развитии ребенка. Прежде
всего это объясняется тем, что такое общение имеет черты, которыми не обладает
общение со взрослыми:
удовлетворение потребности в
эмоциональном контакте;
ощущение себя предметом
заинтересованности и симпатии, чувств, которые отличаются от тех, что
проявляются у взрослых;
возможность избирательного
общения (и он выбирает, и его выбирают);
♦ переживание совместных
радостей и огорчений и наличие ситуации «обратной связи» (все это позволяет
развиться эмпатии).
С момента первого своего
проявления (примерно на третьем году жизни) общение со сверстниками является
обязательным условием развития человека.
Г. А. Цукерман отмечает, что
между новым действием, выполняемым лишь с помощью взрослого, и самостоятельным
действием ребенка есть область полусамостоятельности. Здесь помощь взрослого не
только не нужна, но порой и вредна: на его «полюс» немедленно «перетекает»
рефлексивная часть работы. Это неизбежно происходит помимо воли взрослого и без
ведома ребенка. Именно в области полусамостоятельности ребенку помогает
сверстник.
Принципы построения общения
взрослого с ребенком.
Принять ребенка таким, какой
он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями,
плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую
малыш должен чувствовать всегда.
Не переходить с оценки
конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его
рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его
низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь.
Общение должно иметь
положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им.
Ребенок не должен чувствовать
отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в
себе, приобретая ряд отклонений. Еще хуже сказывается на его развитии
непринятие.
Ситуация. Родители пишут, что их
единственный сын Сережа (4 года) растет необщительным. Они считают, что ему
пора бы уже много разговаривать, а он все молчит.
Как можно разговорить Сережу?
Решение. Исследования показывают, что
число детей, страдающих от собственной неконтактности, или, иными словами, от
аутизма, становится все больше. Рост потока информации, обострение социальных
проблем пагубно влияют на общение между детьми и взрослыми. В психике
дошкольника возникают тревога, растерянность, нервные срывы.
В семье ребенок проводит
большую часть своего времени с родными людьми, с которыми даже невольно он
обязан вступать в какое-то общение. Трудности родителей заключаются в том, что
они должны ориентироваться на продолжительную и кропотливую работу по развитию
у ребенка навыков общения. Успех ее во многом зависит от удачно выбранного
взрослыми поведения. Они должны овладеть игровыми приемами, методикой
проведения интеллектуальных и творческих занятий, а также уметь использовать
словесные и танцевальные упражнения. Такие упражнения можно найти в книге В. Е.
Кагана «Преодоление: неконтактный ребенок в семье». Автор дает рекомендации по
устройству повседневной семейной жизни, целительной для ребенка; рассказывает
о развитии общения и сотрудничества.
* * *
Особенности поведения и
самочувствия ребенка зависят от стиля воздействия на него родителей, от
выбранной ими модели общения с ним.
Стиль общения
|
Характер отношений
|
Методы воздействия
|
Результат
|
|
|
— подавление инициативы;
— наказания
|
Развивается беспомощность.
Возможен комплекс неполноценности
|
Либерально-попустительский
|
Вседозво-
ляющий,
вследствие
чего ребенок
не знает, что
можно
делать,
а чего нельзя
|
К ребенку относятся излишне
ласково, ему не дается каких-либо ориентиров
|
Отсутствие самостоятельности,
активности
|
Демократический
|
Доброжелательный
|
Внушение, убеждение
|
Ребенок получает
положительные эмоции, у него проявляются уверенность в себе, тяга к
сотрудничеству, совместной деятельности
|
Задание. Ответьте на вопрос: «Как вы
поступите в ситуации, если ваш ребенок боится идти к зубному врачу?».
Варианты ответов
|
Стиль родительского
поведения
|
1. Поведу лечиться, здоровые зубы важнее
детских капризов
|
Авторитарный
|
2. Объясню ребенку,
что это необходимо для его здоровья
|
Объяснительный
|
3. Зубы болят у тебя, поэтому как ты решишь,
так и будет
|
Автономный
|
4. Предложу ребенку
что-нибудь интересное взамен
|
Компромиссный
|
5. Постараюсь помочь
ему преодолеть свой страх
|
Содействующий
|
6. Скорее всего,
поведу, но буду переживать вместе с ребенком
|
Сочувствующий
|
Ответы родителей и соответствующие
им стили родительского поведения
|
Ниже приводятся
возможные ответы родителей и соответствующие им стили родительского поведения.
Вопрос. При каких условиях ребенок
растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным?
Ответ. Если в семье царят доверие,
доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу,
взаимопомощь, то в такой атмосфере у ребенка развивается способность к
позитивному взаимодействию с окружающим миром. Малыш в таком случае усваивает
особенности общения в естественных для себя условиях. И даже если он
оказывается в конфликтной ситуации, то ему легче справиться с ней, так как он
настроен конструктивно.
Ситуация. Взрослый, развивая
общительность ребенка, должен увлекать его, «заражать» переживаниями. Только в
этом случае можно преодолеть негативные способы общения дошкольника.
Каким образом взрослый может
это сделать?
Решение. Увлечь ребенка общением
возможно тогда, когда взрослый действительно играет с ребенком, «веря в
предлагаемые обстоятельства» исходя из взятой на себя роли. Но нельзя и
«переигрывать», чтобы не исказить у ребенка представление о мире, чувствах и
средствах их выражения.
Ситуация. В иных семьях принято
разговаривать с ребенком резким голосом, одергивать, высмеивать его оплошности,
при этом родители общаются с ним очень мало.
Какое поведение ребенка будет
преимущественно развиваться в таких семьях?
Требуется ли для ребенка
специальное обучение общению?
Решение. Ребенок будет вести себя
соответственно поведению своих родителей. Он будет пытаться хитрить или же
замкнется, не умея налаживать контакты с окружающими, и т. п.
Пока ребенок воспитывается в
условиях семьи, то проблема общения может быть незаметной, в семье все будет
происходить, на первый взгляд, так, как обычно. Но когда он пойдет в детский
сад, где необходимо будет взаимодействовать со сверстниками, то конкуренция на
равных может дать такой эффект, при котором малыш займет зависимую позицию во
взаимоотношениях с ровесниками.
Обычно детям не требуется
специального обучения общению. Обучение общению — процесс естественный.
Ребенок учится общаться, подражая тому, как это делают родители.
Сами родители должны
показывать ребенку образцы правильного общения.
Ситуация. Воспитательница детского
сада, в котором начали использовать компьютер, заметила, что дети ведут себя
по-разному, когда работают на нем.
Связано ли такое поведение со
стилем общения взрослых с детьми?
Решение. При работе на компьютере
ребенок должен самостоятельно находить способ решения поставленной перед ним
задачи, а степень самостоятельности зависит от стиля общения взрослого с
ребенком.
Дети, воспитывающиеся в
условиях демократического стиля общения, легко воспринимают новый вид
деятельности, редко когда боятся ошибиться. Они активны, жизнерадостны, делятся
успехами, помогают друг другу в случае неудач, успешно решают задачи.
Дети-лидеры сохраняют свое лидерство.
Дети, воспитанные в условиях
авторитарного стиля, скованны, им не хватает смелости работать самостоятельно.
Они нуждаются в совете, оценке, а то и в прямом руководстве со стороны взрослого.
Им важнее оценка взрослого, чем сверстника. Дети-лидеры теряются, так как надо
не копировать взрослых, а действовать самостоятельно, проявляя свои
способности.
Дети, воспитанные в условиях
либерального стиля, ведут себя иначе. Они эмоционально неорганизованны, с
трудом могут сосредоточиться. Сконцентрировать внимание им помогают только
игры.
Т. Хриман и Е. Василева
утверждают, что дети-лидеры в привычных ситуациях могут не быть таковыми в
ситуациях действий с ПК. А дети, которые не проявляли себя в обычной ситуации
как лидеры, в ситуации с ПК становятся таковыми.
Важно, чтобы в семье было
дружеское взаимопонимание. Личностно-ориентированный стиль общения объединяет всех.
Возникает чувство «мы», сопричастность общему делу.
Роль матери |
Роль отца
|
Эмоциональная
|
Стабилизирующая
|
• Женственность
• Мягкость
• Слабость
• Подчиненность
|
• Мужественность
• Уравновешенность
• Сдержанность
• Последовательность
|
ВАЖНО
Единство взглядов на вопросы:
воспитания и общения;
взаимопонимания;
• оптимальной дистанции общения
Недопустимо создавать два лагеря
(нейтрально или враждебно настроенных):
у матери — «свой» ребенок;
у отца — «свой» ребенок.
Не должно быть самоутверждения
одного из супругов за счет другого. Не отводить отцу роль «карающей силы» для наказания
детей
При нарушении семейных
отношений у детей возможны характерологические, личностные отклонения, такие
как нарушение личностного общения. Одной из причин этого может быть «тяжелый»
характер родителей.
Характер воспитывается
характером.
Мать и отец по-разному
общаются с сыном и дочерью:
сын усваивает особенности общения
отца и свойственную его поведению половую роль;
дочь усваивает особенности общения
матери и соответствующую половую роль.
В неполной семье, когда у ребенка есть только
одна мать, отсутствует образец мужского поведения, а потому для сына нет
образца для собственной роли. Как следствие, он или усваивает женский тип поведения,
или выбирает поведение грубое и жестокое. Для дочери в такой семье нет
прообраза будущего партнера (мужа).
Дети из конфликтных семей, пережив разрыв отношений
между родителями, испытывают большие трудности в общении со своими сверстниками
и могут перенести возникшие в связи с этим проблемы на свою будущую семью. Они
с детства разочаровываются в возможности существования хороших отношений.
Ребенок испытывает на себе
влияние семейной атмосферы, сформированной родительскими отношениями.
Супружеские отношения формируют определенную позицию эмоциональных отношений к
сыну (дочери), определяют взгляд на его (ее) воспитание.
Родительская позиция — один из важнейших факторов,
влияющих на формирование личности ребенка, его общительность.
Родителям чаще следует задавать себе
вопрос: «Как я выгляжу в глазах своего ребенка?». Особенно это важно в таких
ситуациях:
телефонный разговор, в
котором приходится выговориться;
отзывы по поводу гостей,
которым только что улыбались;
рассуждения по поводу
увиденного на экране телевизора и т. д.
Ситуация. Пока ребенок маленький, ему
не приходит в голову, что у него нет папы. Став постарше, он это начинает
осознавать. Малыш этим открытием очень обеспокоен, у него появляется легкая
возбудимость.
Кто из родственников может
помочь реализовать потребность ребенка в отце?
Решение. Взрослый мужчина может дать
ребенку много, если сумеет стать другом малыша. Лучший выход из создавшегося
положения — если воспитанием сына займется отец, хотя он и ушел из семьи.
Особую роль в мужском общении могут сыграть братья или дедушка.
Ситуация. У папы было большое желание
иметь сына, и мама тоже присоединилась к нему. Другими словами, мама приобрела
тот же мотив, что и папа. Но, вопреки ожиданиям, у них родилась девочка.
Дайте прогноз возможного
развития общения родителей с дочерью.
Решение. Воспитание дочери будет
окрашиваться мальчишескими мотивами. Соответственно этому будет строиться и
общение. В такой ситуации родители не видят существующих качеств девочки — ее
чувственности, грациозности и т. п. Они этих качеств могут просто не заметить,
так как изначально хотели видеть в ребенке только волевые мальчишеские черты. В
результате воспитания неправильно реализуется любовь к ребенку.
Задание. Предложите малышу поиграть и
в процессе игры с помощью косвенных вопросов выясните, каково его отношение к
вам, каким он вас видит, как копирует, что из сказанного вами запоминает.
Задание. Понаблюдайте за ребенком в
ситуации игры и определите:
берет ли он на себя роли
родителей (отца, матери);
каким образом он их выполняет
(слова, высказывания, действия, отношения);
какие ситуации семейной жизни
чаще отражаются в игре?
Задайте детям ряд косвенных
вопросов типа:
«Если бы у тебя была
возможность пойти в кино, с кем бы ты пошел?»;
«Если тебе захочется
поделиться радостью (грустью), то к кому из родных ты в первую очередь
обратишься?»;
«Если у тебя что-то не
получается, то к кому из родных ты обратишься за помощью?» и т. п.
* * *
Ребенок всегда должен
чувствовать поддержку со стороны родителей. Педагогическая поддержка — непосредственный акт
общения и взаимодействия, свободный, равноценный и значимый для ребенка и
взрослого.
В режиме диалога А.
Витковский выделил семь шагов решения проблемы.
Заметить эмоциональное
состояние ребенка.
Помочь ему увидеть свою
проблему.
Помочь определить к ней свое
отношение.
Помочь определить, что
делать.
Помочь определить, как
делать.
Стимулировать выбор ребенком
варианта решения.
Стимулировать выработку им
плана действия.
Могут быть и другие формы и
методы поддержки. Так, можно использовать приведение характерного жизненного
примера.
Поддержка может определять
уже то, что происходит взаимодействие взрослого и ребенка как близких по духу
и интересам людей, как друзей, значимых друг для друга. Там, где есть
товарищеские отношения взрослого с ребенком, воспитания как особой
педагогической деятельности не нужно. В этом случае налицо эффект
педагогического влияния без произнесения наставляющего слова. Товарищеские отношения
обладают свойством невербального воздействия. Если взрослый становится для
ребенка знаковой личностью, то простое присутствие такого взрослого — уже
мощный воспитательный фактор.
|