Главное, что необходимо
сделать взрослому, — сохранить и обеспечить общее положительное отношение
ребенка к самому себе. Если с чем-то он не справится — поддержите его желание добиться
результата. Например, взрослому можно сказать: «Ты уже так много умеешь
делать. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается. Попробуй
еще раз». Отрицательная же оценка личности («Неумеха!») больно ранит его
самолюбие. Постоянные упреки подавляют его инициативу, воспитывают
неуверенность в себе, гасят любознательность. В случае неудачи необходимо
подбодрить ребенка, внушить уверенность в своих силах. Нельзя сравнивать
неудачи ребенка с успехами других детей, говорить ему: «Эх ты, у тебя не
получается, а вот Вова давно это умеет делать». Дети очень ревниво относятся к
похвале, звучащей из уст взрослого в отношении своих сверстников.
Нет нужды вступать в споры с
ребенком, когда он упрямится, противопоставляет себя окружающим. Нужно помочь
ребенку справиться с самим собой, чаще предоставлять ему право самому выбирать,
что и как он будет делать. Например, можно спросить: «Ты с правой или с левой
ноги будешь надевать колготки?» — после чего ребенок серьезно принимает
собственное решение.
Чтобы помочь малышу в сложной
ситуации:
попытайтесь встать на его
место;
почувствуйте его состояние;
выразите словами его
состояние.
Воспитывайте у себя эмпатию,
ее проявление в отношении ребенка будет ему большим подспорьем при разрешении
различного рода проблем.
Чем тактичнее и гибче
взрослые, тем меньше они жалуются на упрямство и негативизм детей.
Матери, считающие детей
упрямыми, имеют:
индивидуалистическую
направленность;
фиксируются на своей точке
зрения, не обладают эмпатией;
возбужденно реагируют на
любые проблемы во взаимоотношении с ребенком;
не обладают достаточным
воображением и гибкостью ума.
Упрямство детей существует
вместе с потребностью родителей обязательно добиться беспрекословного
подчинения детей.
Собственные неурядицы
родителей, их дурной характер ухудшают обстановку в семье, предопределяют их
постоянные обиды на своего ребенка. Они без конца повторяют ему, что «он
должен», что «ему покажут, как не слушаться» и т. д. В ответ на подобные
обращения ребенок отвечает естественной реакцией упрямства. Поэтому
старайтесь:
не драматизировать кризисную
ситуацию;
смягчайте конфликтные
моменты, внося в них долю юмора;
уважайте запросы ребенка;
внимательно слушайте его
вопросы и отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность его
делами;
неприятные процедуры
(например, одевание) переводите в увлекательную игру.
Ситуация. Кризис 3 лет выражен более
ярко, чем кризис 1 года, и доставляет больше хлопот.
Отметьте возможные причины
большей выраженности кризиса 3 лет.
Решение. По-видимому, это связанно с
тем, что к концу раннего детства ребенок становится намного самостоятельнее,
чем раньше. Он менее зависим от взрослого, имеет достаточно устойчивую
самооценку, позволяющую отстаивать свои права.
Вопрос. Как должно быть организовано
общение во время кризиса 3 лет?
Ответ. Трехлетние дети не только
забавные и смышленые карапузы, но и самостоятельные личности. Кризис 3 лет
считается самым ярко выраженным.
В 3 года ребенок начинает
общаться с большим количеством людей. Его детская непосредственность может
обернуться и агрессивностью. В связи с этим важно донести до ребенка мысль, что
обижать никого нельзя, а при проступке научить его искренне просить прощения
(«Извините»).
В этом возрасте у ребенка
обостряется чувство собственности. Но не торопитесь обозвать его «жадиной».
Научите малыша делиться с другими: «Вот тебе синий совочек, а красным я хочу
играть». С другой стороны, важно воспитать у ребенка чувство собственности,
иначе, когда он вырастет, он будет идти на поводу у более настойчивых детей.
В 3 года ребенок должен
знать, что у взрослых, мамы и папы есть своя территория и своя собственность. В
то же время и сам ребенок должен иметь и свою территорию, и свою собственность.
Он должен иметь в своем распоряжении:
время, которое он сможет
потратить только на себя;
вещи, которыми он не захочет
делиться никогда и ни при каких условиях.
Ребенок должен помнить
определенный свод правил, нарушать которые нельзя нигде и никогда. Примерами
таких обязательных законов можно считать, например, такие:
нельзя подходить к горячим
предметам;
нельзя разговаривать с
посторонними и т. п.
В общении с трехлетними
следует вести себя очень корректно, уважая их мнение и выбор. Планируя игры с
ребенком, надо ставить перед ним лишь посильные задачи, иначе могут возникнуть
обида, неуверенность («У меня все равно ничего не получится»).
Наконец, взрослым не следует
забывать, что этот возраст хорош для начального обучения. Ребенок может легко
запоминать стишки, скороговорки, песенки, с удовольствием слушать музыку,
подолгу рисовать.
Ситуация. Катя (2,5 года), собираясь на
прогулку, долго не могла застегнуть кофточку, но от помощи мамы категорически
отказывалась. Мама, невзирая на протесты дочери, все же помогла Кате одеться.
Девочка после этого со слезами заявила: «Все равно я сама», — и вновь
расстегнула свою кофточку. Так как это произошло не впервые, мама задумалась:
«Чем это может быть вызвано и как же мне теперь быть?».
Как должна была поступить
мама?
Решение. Возникшая ситуация тесно
связана с кризисом 3 лет. Ребенок стремится к самостоятельности и не терпит
опеки взрослого. Маме желательно было бы предоставить девочке больше
самостоятельности в выборе. Например, она могла бы предложить дочери: «Давай
ты застегнешь верхнюю пуговицу, а я — нижнюю».
Ситуация. Юля (2,5 года) одевалась,
перед тем как идти прогулку, очень медленно. На замечания воспитательницы
девочка никак не реагировала.
По дороге домой мама обратила
внимание на необычное состояние дочери: та молчала, выглядела очень
расстроенной. После долгих расспросов девочка, глотая слезы, прокричала: «Ты
ей скажи, своей воспитательнице, что я не копуша, вот!»
С чем связана такая ситуация?
Решение. Подобная ситуация
соответствует поведению ребенка в период кризиса раннего возраста, когда
ребенок обижается на самые невинные замечания. Обычные слова, с точки зрения
взрослого, нанесли Юле душевную травму, вызвали острую обиду.
Ситуация. Петя (3 года) увлеченно
возводит из кубиков какое-то сооружение. Входит мама и предлагает сыну пойти
на прогулку. Несмотря на то что мальчик очень любит гулять, от прогулки он
отказывается и вновь погружается в свою игру. Мама очень удивлена.
С чем может быть связана
данная ситуация? Каким должно быть поведение мамы?
Решение. Это связано с
непредсказуемостью поведения в раннем возрасте. Мама не поняла состояния сына.
Она должна была спросить, что он строит, порадоваться успехам сына, узнать, как
долго он собирается строить и не пора ли сделать перерыв для прогулки.
Ситуация. Миша (3 года) строит какое-то
сооружение из кубиков. Мама, пытаясь помочь сыну, подсказывает, куда он должен
поставить следующий кубик. В ответ на это Миша бурно протестует, возмущается
непонятливостью мамы.
Что должна делать мама в
подобных ситуациях?
Решение. Ребенку еще трудно воплотить
свой замысел в слова, сложно толком объяснить, чего он хочет, что пытается
сделать. И если взрослый не понимает, чего хочет ребенок, вмешивается, то у
малыша возникает бурный протест, проявляется возмущение непонятливостью
взрослого. Взрослый должен предоставить инициативу и самостоятельность
ребенку, присоединиться к осуществлению его замысла, постоянно спрашивая: «Что
дальше будем делать?».
Ситуация. Говорят, что нельзя идти на
поводу любых желаний ребенка. Если позволить ему при помощи истерики
добиваться цели, то это станет устойчивой формой поведения.
Как должен вести себя
взрослый?
Решение. Нужно сдерживать себя,
сделать вид, что вас не волнует истерика. Ребенок быстро поймет, что, даже с
визгом падая на пол, он таким способом ничего не добьется. Если же в момент
истерики взрослый будет увещевать ребенка или накажет его за это, то
положительного результата достичь не удастся. Ребенок, находящийся в состоянии
аффекта, непроницаем для разумных доводов. Гнев и наказания только подстегнут
продолжение истерики.
|