Цель: пять родителям знания, которые помогут им
«повернуться лицом» к ребенку, заложат умение самокритично оценивать собственные
воспитательные воздействия, смотреть на ситуацию глазами ребенка; научить
родителей методам и приемам, применяемым в воспитательном процессе дошкольного
учреждения.
Оборудование и наглядность:
♦ за две недели до начала собрания провести
анкетирование родителей;
♦ зал оформляется детскими работами (рисунками) на тему
«Все, что только видит глаз/ И над нами, и под нами./ И все, что в памяти у
нас,/ Озвучено словами»;
♦ лозунг «Ребенок по своей природе — пытливый
исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в
живых красках, ярких и трепетных звуках в сказке, игре, в собственном
творчестве, красоте» (В.А. Сухомлинский);
♦ стенд «О слове» с фотографиями детей за работой;
♦ демонстрационный материал для показа фрагментов
занятий;
♦ заготовка необходимого числа памяток и анкет.
Подготовительная работа:
♦ продумывание программы показательных фрагментов,
обсуждение целей и задач воспитателями вместе с психологом, логопедами и
физкультурным работником;
♦ за две недели до встречи с родителями в группах и на
общем стенде вывешивается объявление-приглашение.
Ход встречи:
Родителей в зале встречает ведущий, который:
♦ знакомит родителей с выставкой детского рисунка;
♦ предлагает методическую литературу по воспитанию
детей, знакомит с новинками книжного рынка по данной тематике;
♦ обращает внимание на содержание стенда;
♦ напоминает об особенностях показа фрагментов занятий,
их целях; на что следует обратить внимание.
Встречу открывает заведующая, представляющая программу
встречи и присутствующих специалистов родителям. Далее она благодарит за
полные и искренние ответы на анкету, кратко резюмирует полученные сведения.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Вы хотите, чтобы ваш ребенок рос общительным, чтобы он
правильно произносил звуки и слова, свободно строил предложения, чтобы его
речь была богатой и выразительной? Приглашаем вас на вечер вопросов и ответов
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется».
В
программе:
1. Вы встретитесь с психологом и педагогами, которые
поделятся профессиональными секретами.
2. Увидите фрагменты занятий по развитию речи,
звуковой культуре, познакомитесь с педагогической литературой, играми-пособиями
по развитию речи.
3. Узнаете много интересного, познакомившись с
материалами стенда «О слове».
4. Будете приятно удивлены выставкой рисунков своих
детей! Ждем вас .../.../... г. в 16.30!
Программу ведет педагог_
Показ фрагментов занятий логопеда по развитию речи в
группе № 1 по теме «Всему название дано — и слову и предмету».
Следующий фрагмент занятия по звуковой культуре
проводит логопед (группа № 2). Демонстрация игры «Слово делится на части,/Ах,
какое это счастье!/ Может каждый грамотей/ Делать слою из частей!»
Группа № 3 показывает фрагменты занятия на тему «А Вам
не хочется,/ Чтоб кто-то вдруг/ Вас проводил такими вот словами:/ О! Да хранит
вас небо, милый друг,/ И благоденствие да будет с Вами!» Цели упражнений —
отработка навыка использования вежливых слов в обращении со взрослыми, друг с
другом; формирование навыков уважительного отношения к окружающим.
Слово психологу. Беседа-диалог с родителями на тему:
«Как наше слово отзовется» (см. конспект на с. 97). Ответы на вопросы родителей.
Индивидуальные консультации по окончании встречи.
В конце занятия родителям предлагаются памятки «Что
необходимо знать и уметь ребенку подготовительной к школе группы».
Продолжительность 55 минут.
Памятка
«Что необходимо знать и уметь ребенку подготовительной к школе группы»
1. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
2. Знать великих русских поэтов и писателей (A.C.
Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др.), некоторые их
произведения для детей.
3. Уметь полно и последовательно пересказывать
прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по
картинке.
4. Запомнить и назвать 6—10 предметов, картинок, слов.
5. Различать гласные и согласные звуки.
6. Разделять слова на слоги по количеству гласных
звуков с помощью хлопков, шагов, в словах типа «мак», «дом», «дубы», «сани»,
«осы», «зубы» и т.п.
7. Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (30—35
минут).
Анкета
1. Ф.И.О. родителей.
2. Задает ли вам ребенок вопросы? Много ли их? К каким
областям жизни они относятся (природа, техника, искусство, взаимоотношения
людей, спорт, др.)?
3. Любит ли ребенок фантазировать? Каковы темы его
фантазий или действий?
4. Сочиняет ли рассказы, стихи? Рассказывает ли о
переживаниях, пережитых впечатлениях, снах?
5. Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет
внимания ребенку и как занимается с ним?
6. Удается ли вам регулярно читать ребенку книги?
Какие книги любит ваш ребенок?
7. Считаете ли вы, что у ребенка есть творческие
способности9 Какие?
8. Каким бы вы хотели видеть будущее своего ребенка?
Содержание
стенда «О слове»
1. Высказывания о слове К.С. Аксакова, В.А.
Сухомлинского.
2. Стихотворения о слове, о словах Я. Козловскою, И.
Михайлова, Н. Заболоцкого, Ф. Тютчева, Н. Гумилева.
3. Высказывания из Евангелия от Иоанна.
4. Информация о формировании способов
словообразования.
5. Речевые игры, игровые упражнения, способствующие
воспитанию звуковой культуры речи, формированию грамматического строя.
6. Советы, рекомендации родителям.
7. Пословицы о слове В.И. Даля.
Выступления психологов (конспекты)
Приведем примерные конспекты выступлений психолога,
которые могут быть организованы на родительских собраниях. |