Понаблюдайте за своим
ребенком в различных видах деятельности игре, в
общении со взрослыми, сверстниками, чтобы
выяснить, сформированы ли у ребенка
познавательные интересы. При этом обратите
внимание на следующее:
1. Задает ли ваш ребенок вопросы? Как
часто? Какого содержания? Запишите вопросы
ребенка и ваши ответы на них.
2. Чем интересуется ваш ребенок больше
всего?
3. Стремится ли ваш ребенок пополнить
свои знания об интересующем его предмете или
явлении, используя различные средства
информации иллюстрации, теле-радиопередачи,
собственные наблюдения?
4. Рассказывает ли взрослым и
сверстникам о своих интересах?
5. Участвует ли в беседе о том, что его
интересует? Проявляет ли при этом активность,
инициативу, охотно ли делится своими знаниями?
6. Отражает ли свои впечатления в
разных видах деятельности, проявляя при этом
инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки,
лепка, конструирование, поделки из природного
материала и др.)?
7. Способен ли к длительному
сосредоточенному вниманию, когда занят
интересной ему деятельностью? Умеет ли
элементарно планировать свою деятельность,
пытается ли преодолеть различные трудности?
8. Свойственна ли ребенку
увлеченность, эмоциональность, выразительность
речи, мимики движений по проявлению интереса к
предмету и явлению?
9. К кому из членов семьи ребенок чаще
обращается с вопросами?
10. Широк или узок круг интересов
вашего ребенка? Постоянны или изменчивы его
интересы?
11. Что делается в семье для развития
интересов ребенка?
II. Написать приглашение на
собрание каждой семье. Изготовить их в виде
конструкции или аппликации.
III. Пригласить учителя начальных
классов. (Рассказать о необходимости
развития у детей любознательности, о том, какие
трудности ждут детей).
IV. Изготовить призы победителям
конкурса.
V. Написать письмо вместе с детьми
сказочному герою. Провести игру "Описание
предметов группы”, чтобы сказочный герой нашел
эту группу. Изготовить также указатели для того,
чтобы сказочный герой нашел место сбора в
детском саду.
За два дня до собрания
зачитать детям телеграмму от сказочного героя:
"Спасибо, дети, за приглашение. Встречайте,
выезжаю. Везу я угощения, чудеса и сюрпризы”.
За день - два до собрания
дети должны получить посылку. На ней напечатано
открыть на родительском собрании.
VI. Написать для каждой семьи
письма (примерный текст):
"Уважаемый Олег Иванович, Ольга
Петровна!
Предложите изготовить
своему ребенку с учетом его интересов любую
поделку (для занятии, для игры), объяснив задание
следующим образом: "Что бы ты хотел подарить
детям своей группы?" Это может быть рисунок,
аппликация, поделка из природного материала
(шишек, орехов, желудей и т. д.), бросового
материала (коробок, катушек, проволоки и т. д.),
поделки из бумаги, картона, дерева, ткани, меха и
пр.
Помогите своему ребенку
советом, окажите практическую помощь! Дети очень
любят рассматривать работы друг друга,
интересуются успехами своих товарищей! Заранее
благодарим! Срок изготовления поделки ѕ к
родительскому собранию!"
VII. Оформить с детьми на занятиях
памяти, отпечатать их.
Как отвечать на детские
вопросы:
1. Отнестись к вопросам
детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
2. Внимательно вслушайтесь
в детский вопрос, постарайтесь понять, что
заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о
котором он спрашивает.
3. Давайте краткие и
доступные пониманию дошкольника ответы,
избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
4. Ответ должен обогатить
ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим
размышлениям наблюдениям.
5. Поощряйте
самостоятельную мыслительную деятельность
ребенка, отвечая на его вопросы встречным: "А
ты думаешь как?"
6. В ответ на вопрос ребенка
постарайтесь вовлечь его в наблюдения за
окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть
вместе с вами иллюстративный материал.
7. Отвечая на вопрос
ребенка, воздействуйте на его чувства.
Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к
окружающим людям.
8. Если ответ на вопрос не
доступен пониманию ребенка, не боитесь ему
сказать: "Пока ты еще мал. Пойдешь в школу,
научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам
ответить на свой вопрос".
VIII. Отпечатать и вложить в
перечницу вопросы "Острого блюда".
1. Самый интересный, на ваш взгляд,
вопрос ребенка и ваш ответ на него?
2. Какое значение имеют в развитии
любознательности прогулки, наблюдения,
экскурсии?
3. Как через загадки развивать детскую
любознательность?
4. Как вы относитесь к тому, что
ребенку насильно прививается интерес к чему-либо
(кружки, секции)?
IX. Красочно оформить призы для
победителей конкурсов (конкурс семей на
лучший подарок группе, конкурс: кто скорее оживит
кружки, назовет предметы круглой формы) ? альбомы
на темы "Физкульт-минутки", "Загадки",
"Стихи".
Х. С детьми 7—12 лет подготовить
сценку "Почему".
XI. Написать на листе ватмана
обращение:
"Дорогие взрослые, старшие братья
и сестры!
Мы, почемучки старшей
группы, хотим с вашей помощью больше знать и
уметь. Надеемся на интересную встречу с вами.
Помочь вы нам можете в следующем:
•
Изготовить настольную игру.
•
Научить играть в шашки, шахматы.
•
Показать фокусы.
Провести час загадок и отгадок.
Организовать экскурсию в лес.
Рассказать о своей профессии.
Организовать культпоход в театр,
цирк, кино.
Научить делать поделки из природного
материала, бумаги и т. д.
Провести час вопросов и ответов по
заданной теме.
Провести конкурс знатоков: "Что?
Где? Когда?"
Организовать игру "Поле чудес”.
Показать мультфильм".
XII. Записать на магнитофон ответы
детей на вопросы:
1. Любите ли вы загадки? Кто загадывает
их вам дома?
2. Чем вы любите заниматься больше
всего? Почему?
3. Принимают ли участие взрослые в
ваших играх?
4. Если бы вы были взрослыми, как бы вы
помогали своим детям в занятиях и играх?
До собрания тихо звучат
записи песен на школьные темы: "То ли еще
будет", "Чему учат в школе" и другие.