Задачи:
• актуализировать и обогащать представления родителей
о домашних обязанностях девочек;
• согласовать действия дошкольного учреждения и семьи
по воспитанию у девочек трудовых качеств.
Вопросы для обсуждения.
1. Должны ли быть у девочки домашние обязанности?
Какие? (Анализ анкетирования родителей).
2. "Мужские" и "женские"
обязанности.
3. Домашние обязанности девочки.
4. Нужно ли приучать девочку к "мужским"
обязанностям?
Методика и формы организации. Урок проводится в форме
анкетирования (тексты анкет на нашем сайте), обсуждения педагогических
ситуаций, беседы, круглого стола по обмену опытом.
До проведения "урока" воспитатель проводит с
родителями анкету "Должны ли быть у ребенка домашние обязанности?". В
начале данного "урока" воспитатель подводит итог анкетированию
родителей о необходимости домашних обязанностей для дочерей. На доске можно
записать основные домашние обязанности (по мнению родителей девочек). Воспитатель
беседует с родителями о том, какие, по их мнению, обязанности относятся к
"мужским", а какие - к "женским".
Далее воспитатель организует обсуждение с родителями
педагогических ситуаций. С подобными ситуациями мог столкнуться любой педагог
или родитель, воспитывая девочку. Затем организуется круглый стол по обмену
опытом родителями по трудовому воспитанию девочки в семье и способах
"поощрения" и "наказания" за выполнение или невыполнение
домашних обязанностей.
Педагогические ситуации.
№ 1. Галя (6 лет) не любит наводить порядок в своих
вещах и игрушках, а если мама дает ей какое-либо поручение, то выполняет его
нехотя, небрежно, с оговорками: "Не хочу!", "Потом!",
"Уже некогда, спать пора" и т. п.
- А я сегодня в детском саду малышам помогала
одеваться! - заявляет девочка, как о доблестном поступке.
- Молодец,- говорит мама,- за это сегодня можешь не
помогать мыть посуду.
Иногда она освобождает дочь от трудовых обязанностей
"за то, что слушалась бабушку", "за то, что старательно
занималась на занятии в детском саду"...
• Чем можно объяснить отрицательное отношение ребенка
к трудовым поручениям в данном случае? Какие последствия это может оказать на
формирование характера будущей женщины, хозяйки?
• Целесообразно ли, по вашему мнению, применение такой
формы поощрения, как освобождение сына или дочери от трудовых поручений?
Обоснуйте свое мнение.
№ 2. Шестилетняя помощница вместе с мамой убирает
комнату. Наташа хочет делать все, как мама. И хотя девочке не поспеть за
мамой, она все же старается от нее не отстать. Когда работа закончена, они обе
придирчиво окидываю взглядом комнату:
- Вот теперь красиво, хорошо стало,- отмечает мама.-
Проверим нашу работу - оглядимся вокруг!
Вместе они осматривают преобразившуюся комнату: нигде
ни соринки, паркет блестит, словно зеркало, все вещи на местах, книги сложены
аккуратной стопой, на столе в прозрачной вазе ветка сирени.
Целую стопу белья нагладила мама. А Наташа его
раскладывает - мамино, папино, младшей сестры, свое. Все это будет аккуратно
уложено на свои места. Мама советует:
- Складывай так, чтобы не помять белье, и чтобы его
удобно было отыскивать в шкафу: отдельно колготки, затем носовые платки, а в
самый низ - рубашки. Видишь, какая ровная пирамидка получилась. А если вперемежку,
так порядка не будет, это некрасиво и отыскивать неудобно... Вот как ты хорошо
делаешь, настоящая помощница!
• В чем воспитательная ценность участия дочери в
хозяйственно-бытовом труде вместе с мамой?
• Какими приемами мать старается воспитать у дочери интерес
к труду?
• Привлекаете ли вы сына или дочь к трудовым будням
семьи? В чем выражается его участие? Раскройте на конкретных примерах. |