Одна из задач общения — раскрыть перед родителями
важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного
детства, дать родителям информацию, а перед этим заинтересовать их в ее
получении и понять, какой именно информации недостает им. Для этого (помимо
диагностического этапа) вместе с логопедами, педагогами разрабатывается тема
предстоящей встречи, предварительно спланированной в учебном плане, обсуждаются
фрагменты занятий с детьми по данной проблеме, обсуждается, кому лучше
(воспитателю или специалисту) показать занятие. Так показ фрагментов занятия
стал важным элементом работы с родителями.
Традиционно в детских садах собрания с родителями
проводятся 2—3 раза в год. Они включают в себя организационные вопросы и
встречи с логопедом или психологом. С них начинается знакомство и работа с
родителями. Консультации, советы, ответы на вопросы — вся эта работа персонала
— текущая, повседневная в группах при общении воспитателей с семьей. Одни
воспитатели беседуют планомерно и регулярно, другие — по необходимости, по
мере возникновения проблемы, да и то если есть контакт с родителями. В работе
детского сада встречи с родителями могут быть поставлены на научную основу,
возведены в ранг систематических (как известно, ритм, режим благотворно влияет
на человека).
Перечень
тем родительских собраний
1. Ребенок с речевыми проблемами в семье
2. Ваш ребенок пришел в детский сад
3. Психологические особенности ребенка до школьного
возраста
4. Движение и речь
5. Мы готовимся к школе
6. Уроки вежливости и красоты
7. Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте (1—3
года)
8. Что такое готовность к школе
9. Влияние внутрисемейных отношений на личность
ребенка
10. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
11. Экология и мы
12. Воспитание привычек у ребенка
13. «Нам не дано предугадать, как наше слово
отзовется»
14. Развивающий предметный мир
15. Физическая культура вашего малыша
16. Готовы ли вы стать родителями первоклассника?
17. Родители — гиды на пути познания
18. Из чего складывается трудолюбие?
19. Сила радости
20. Понимаем ли мы друг друга?
21. О дисциплине и дисциплинированности
22. Семейные традиции и досуг в семье
23. Воспитание ребенка средствами родного языка и
народного творчества
24. Что нам ждать от школы?
Темы,
обычно предлагаемые родителями
Ясельные группы (дети до 3 лет)
♦ Общение с детьми в семье.
♦ Привитие любви и уважения к старшим.
♦ Что должен уметь ребенок этого возраста.
♦ Как заниматься логопедией дома?
♦ Изобразительная деятельность и работа детей с
различными материалами дома.
♦ Творческие игры, обучение общению.
♦ Ревность детей.
♦ Отец и ребенок.
♦ О развитии ребенка, о его интересах.
♦ Развитие речи у ребенка 3 лет.
♦ О положительных и отрицательных эмоциях, об
упрямстве, общении с посторонними людьми, внутреннем мире ребенка.
♦ О нравственном воспитании ребенка, о
самостоятельности.
♦ Методы приучения ребенка к самостоятельности.
Средние группы (дети 4—5 лет)
♦ Способы воздействия на ребенка.
♦ О личных трудностях в обучении, поведении, усвоении
знаний, программы.
♦ О физическом развитии.
Старшие группы (дети 6 лет)
♦ О физическом развитии ребенка.
♦ Ребенок и психология семьи.
♦ Ребенок (Ф.И.) со своей группой. Конкретно поговорить
о моем ребенке.
♦ О развитии речи детей.
♦ О взаимоотношениях детей в коллективе, о
контактности, как избежать конфликтов.
♦ О способностях ребенка, о его отношении к занятиям,
детям, взрослым, о поведении ребенка на занятиях.
Подготовительные группы (дети 7 лет)
♦ Об успехах или пробелах в учебе детей и об отношениях
между детьми.
♦ О трудностях обучения чтению и концентрации внимания
на занятиях.
♦ Как лучше преподносить материал для восприятия его
ребенком.
♦ О преодолении детских капризов, противостояния, о
воспитании ответственности и аккуратности.
♦ Об обучающих играх.
♦ О воспитании ребенка.
♦ Воспитание дисциплины, подготовка к школе.
♦ Стоит ли наказывать детей: о взаимоотношениях в семье
ребенка с родителями.
♦ Как правильно оценить способности ребенка.
♦ Воспитание самостоятельности у детей дошкольного
возраста.
♦ Роль родителя в подготовке к школе и как вести себя
на первых порах школьного обучения.
♦ Проблема воспитания в семье двоих (нескольких) детей.
♦ О коммуникабельности и о том, как воспитывать
трудолюбие.
♦ О культуре поведения. Культура поведения ребенка в
семье.
♦ Есть ли улучшения у моего ребенка в развитии речи.
♦ Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в
1-й класс.
♦ О здоровье ребенка и подготовке к школе.
|