Самая традиционная и вместе с тем необходимая форма
работы с семьей. Мы считаем своей задачей немного «оживить» ход собраний, не
меняя их сути.
Как на собраниях учесть потребности родителей? Как
помочь им понять суть дошкольного образования? Как вызвать желание
сотрудничать?
Нужно проводить собрания в интерактивных формах, так,
чтобы сами родители «прожили» некоторые учебные ситуации.
1-е собрание «Организационно-распределительное»
(название дано условно)
Цели: согласовать действия педагогов и родителей в новом
учебном году; определить направления дальнейшего развития детей группы, какие
условия необходимы для них, какие формы вовлечения родителей в работу группы
лучше использовать.
Ход собрания
Знакомство (если группа новая) или приветствие (если
родители знакомы друг с другом): «Наши дети выросли, стали на год старше,
умнее, самостоятельнее, увереннее в своих силах. Очень любопытно, что нового в
развитии детей вы увидели за лето, чему вы научились вместе. (Желательно
записать высказывания родителей о детях. Эта информация сразу же должна быть
вывешена в приемной.)
Мы постарались подготовить нашу комнату к новому
учебному году, нашли для детей книги, игры. Предлагаем вам сейчас разделиться
на маленькие группы и немного поработать там, где будут заниматься, учиться,
играть ваши дети».
Для деления родителей на группы по количеству уголков
(Центров активности) — рисования, математики, книги — можно использовать фишки
или считалочку. Важно, чтобы в каждом Центре родителей ждал кто-либо из
сотрудников — воспитатель, методист, заведующая.
Во время работы в Центрах воспитатель предлагает самим
родителям высказать свое видение того, чему могут научиться в этом Центре их
дети, чему бы они хотели, чтобы те научились, что, на их взгляд, нужно, чтобы
их дошкольникам было интересно заниматься в этом Центре, какого материала (игр
и пособий), интересного их детям, достаточно/недостаточно в Центре, и чем они
могут реально помочь. Идеи родителей нужно обязательно записывать. Только
после того, как родители выскажутся, педагоги (воспитатель) коротко сообщат,
чему они планируют научить детей в соответствии с программой, с интересами
детей, с традициями детского сада.
После этого родительского собрания необходимо разместить
в приемной информацию о том, нему, по желанию родителей, должны научиться
дети: «Мы с вами вместе решили, что в Центре математики будем учить детей ...».
А также данные о том, чем родители могут реально помочь: «Ксения Сергеевна,
мама Алеши, принесет игры-головоломки. Петр Михайлович, папа Дениса, сделает подставку
для игр с песком. Владимир Маркович, дедушка Кирилла, расскажет о путешествии».
Как вы помните, эту информацию мы получили во время работы родителей в Центрах
активности из их собственных высказываний. Быстрое размещение такой информации
в приемной убедительно продемонстрирует ваше внимание и уважение к
родительскому мнению, ваше стремление к
конструктивному сотрудничеству.
Время от времени можно обращаться к родителям с вопросами:
«Не изменились ли ваши планы относительно...?«; «Нужна ли какая-то помощь?«.
2-е собрание. «Информационно-аналитическое» (название
дано условно)
Цель: формирование согласованного представления о текущем
состоянии, особенностях и перспективах развития каждого ребенка из числа
присутствующих на собрании родителей.
Подготовка: рисунки, записи рассказов, персональные
планы детей и другие варианты детских работ. Ход собрания
Собрание начинается с приветствия, игр на снятие напряжения,
на активизацию внимания.
Предлагаем родителям рассказать, какими они видят своих
детей через три месяца после начала учебного года: сильные стороны,
достоинства и достижения, проблемы и трудности, с которыми мамы и папы
сталкиваются дома. Для более четкой ориентации родителей можно подготовить
краткий вопросник. Желательно записать основные мысли взрослых — они пополнят
индивидуальный журнал наблюдений. Только после того, как выскажут свое мнение
родители, в разговор включаются педагоги. Все их выступления обязательно должны
начинаться с позитивных моментов. Например: «Маняша очень любопытна,
внимательна к другим детям, к их делам и действиям. С удовольствием вступает в
уже начатые игры, любит помогать, причем сама замечает, когда нужна помощь». И
только после этого можно формулировать проблемы и затруднения, которые видит
педагог: «У меня есть сомнение — может ли она быть инициатором игры. Как вы
думаете, способна ли она быть лидером? А если бы вы дома разучили с ней
какую-нибудь игру, песенку, — то есть дали бы шанс опередить других в умениях
— было бы это полезно для Маняши?».
Нежелательно, чтобы на собрании было слишком много
родителей — если их мало, возникает больше возможностей для диалога,
заинтересованной беседы. Это не означает, что нужно специально делить собрание
на две части. Просто не огорчайтесь, если вместо 20 человек придет 8—10.
Обязательно поблагодарите тех, кто пришел на собрание.
Если в следующий раз родителей окажется значительно
больше, предложите всем желающим написать на листочке свое видение
особенностей развития ребенка, его потребностей, сформулировать письменно
вопросы к педагогам.
Информационно-аналитических собраний может быть
два-три, не исключено, что на них придут разные родители.
Если в ходе собраний выявились проблемы — ребенок
испытывает страхи, слишком пассивен, проявляет агрессию — это темы для
индивидуальных консультаций специалистов. В качестве консультантов можно
привлечь тех же родителей, возможно, у них есть опыт преодоления трудностей или
они являются специалистами в области психологии.
3-е собрание. «Позитивно-деловое» (название дано
условно)
Цель: содействовать осмыслению родителями конструктивных
стратегий воспитания и развития детей. Ход собрания
Собрание также начинается с приветствия, затем проводятся
игры на снятие напряжения, усталости, на активизацию внимания.
Далее следует отработка методики принятия, понимания
чувств ребенка, «я-сообщений», методики совместных обучающих игр (выбор будет
обоснован потребностями самих родителей).
Внимание! Организационные вопросы должны занимать не
больше У10 части всего собрания.
Речи педагогов не должны преобладать над высказываниями
родителей, в крайнем случае, их может быть поровну.
Не стоит подавлять авторитетами и авторитетностью, лучше
вместе с родителями искать ответы на вопросы и решение проблем.
Не стоит брать на себя всю полноту ответственности,
лучше сказать сразу, что реально вы можете сделать в детском саду, а что могут
сделать они.
Не выстраивайте оппозицию из детей и родителей — не
говорите об одних только плохое, а о других — только хорошее.
Не создавайте между собой барьеров, садитесь в круг на
равные по высоте стулья, не делая исключения и для заведующей.
|