Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь
читать, писать, считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому
научиться.
Л. Венгер
Как бы вы определили, что ждет школа от ребенка? Каких
качеств? Черт? Ответить, как правило, трудно, потому что порой самим родителям
неясно, к чему же готовить сына или дочь.
Школа проводит тестирование весной — летом, но уже
осенью и зимой необходимо знать составляющие психологической готовности ребенка
к школе и помочь ему.
Детям, воспитывающимся в речевом детском саду,
требуется дополнительная помощь и со стороны специалистов, и со стороны
родителей.
Тесты на школьную готовность нередко состоят из
диагностических процедур на счет, письмо, чтение. Тогда как обучение в школе
требует умения:
♦ устанавливать причинно-следственные связи;
♦ сравнивать, анализировать, группировать;
♦ действовать произвольно;
♦ действовать по образцу;
♦ общаться со сверстниками;
♦ и желания быть школьником, «взрослым».
В дошкольном возрасте преобладает игровая
деятельность. В школе осуществляется переход к учебной деятельности, которая
на ближайшие 11 лет станет ведущей для детского развития. В переходный год
(5—6 лет) в детском саду осуществляется постепенная, щадящая подготовка
ребенка к школе, вплетающая в игровую деятельность элементы учебной, то есть
опираясь на зону ближайшего развития (ЗБР). В ЗБР входят умения и способности
ребенка выполнять что-то, но при помощи взрослого, под его руководством, — то,
что полностью самостоятельно ребенок еще не может делать (например, долго
удерживать внимание, выполнять неинтересную работу и т.п.). Эти способности
тренируются на занятиях в детском саду.
Детям с задержками общего, речевого развития одних
«детсадовских» занятий недостаточно, процесс формирования готовности занимает
у них более длительное время. Поэтому особенно важна преемственность занятий
дома.
Бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим
материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные
составляющие психологической готовности ребенка к школе (перечислим их еще
раз: навыки действия по образцу, умение наблюдать, сравнивать, обобщать,
развивать память, речь, строить отношения с окружающими взрослыми и
сверстниками и др.). Повседневное общение становится неиссякаемым источником
обучения, взаимного познания и радости детско-родительских отношений. И в этом
ведущая роль принадлежит родителям.
Важной составляющей подготовки к школе может стать
знакомство ребенка со школой: как она выглядит, как устроена, каков школьный
распорядок, чем занимаются дети в школе; не менее интересными и познавательными
могут стать воспоминания родителей о своем первом классе, домашние фотографии,
сохранившиеся первые тетрадки и букварь и впечатления родителей, ориентирующие
ребенка на школу, формирующие у него реальные представления о ней.
Важно правильно подобрать школу для ребенка. Посильная
учебная нагрузка предупреждает школьную неуспеваемость и школьные неврозы.
(Родителям для самостоятельной проработки раздается
тест «Достаточно ли внимания уделяете вы своему ребенку?» и Памятка о том, что
должен уметь ребенок 6 лет.)
Сложите полученные баллы. Если сумма:
от 80 до 60 баллов — вы достаточно хорошо знаете
своего ребенка, у вас хорошие взаимоотношения, вместе вам хорошо и интересно;
от 60 до 30 баллов — очевидно, вы занятой человек, но,
несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша;
посмотрите внимательно на те вопросы, где стоят ответы «иногда» и «нет, почти
никогда», что это за ситуации? Не обратить ли внимание на эти стороны жизни?
меньше 30 баллов — стоит задуматься и уделять больше
внимания ребенку. Это сделает и его и вас счастливее, а жизнь интереснее.
Памятка
Ребенок
шести лет должен:
♦ различать предметы по признаку формы;
♦ обозначать словами местонахождение предмета по
отношению к себе и другим предметам;
♦ сравнивать по длине, высоте, ширине до 10 предметов,
раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;
♦ применять различные цвета и оттенки для создания
выразительного образа;
♦ изображать овощи, фрукты, игрушки по представлению и
с натуры;
♦ создавать изображение фигуры человека и животного в
движении;
♦ создавать выразительные образы по представлению и с
натуры, используя способ вырезания, приемы симметричного вырезания из бумаги;
♦ строить
и рисовать по теме и условиям, планируя этапы создания постройки.
|