Раннее детство — «золотое время» для эмоциональной
жизни человека.
Роль эмоциональной сферы для здоровой и счастливой
жизни в последнее время признается очень важной. К изучению этой сферы жизни
ученые-психологи приступили еще в начале 1920-х годов, чуть-чуть успели
коснуться в 1960—1970-е годы и, наконец, более основательно в середине 1990-х
годов, когда стало очевидно, что в жизни успешнее не те люди, у которых высокий
интеллект, а те, у кого высокий «эмоциональный» интеллект, когда со всей очевидностью
жизнь потребовала от человека психологической гибкости. И выяснилось, что
эмоциональный мир тоже требует внимания, воспитания, и не меньше, чем
воспитание ума.
Ребенок — прежде всего существо чувствующее, а потом
Мыслящее. Нас заражает детский смех своей искренностью и радостностью. Мы
любим делать детям подарки, потому что их восторг неподделен и ярок. Горькие
детские слезы никого не оставляют равнодушным. Дети не знают продолжительных
радостей или горестей, но зато отдаются им всей полнотой своего существа. Но
эта власть момента, создавая эмоциональную подвижность в детской душе, делает
ребенка психологически уязвимым, беззащитным. Взрослые, переживая самые
тяжелые чувства, одновременно имеют в душе много других чувств: жизнь широкая,
разнообразная, привязывает к себе бесчисленными мелкими радостями. Дитя может
забыть свое горе, но пока оно его переживает, оно для него глубоко, безвыходно,
бездонно.
В развитии эмоциональной жизни ребенка огромное
значение имеет свобода выражения чувств. Застенчивость часто является итогом
горького социального опыта, она всегда вносит напряжение в душу ребенка,
задерживает естественное выражение чувств. Ребенку необходима свобода в
телесном выражении чувства. Все, что стесняет, останавливает дитя в этом
направлении, тяжело сказывается на его эмоциональной сфере.
Мы нередко наблюдаем и испытываем на себе гнев малыша.
У детей этого возраста формируется чувство мести (что можно рассматривать как
активную форму выражения гнева для ребенка и это относительно здоровее, чем
пассивная форма, когда гнев «душит»). Задача взрослого — научить ребенка
проявлять гнев в таких формах, которые были бы безопасны для него и для
окружающих, научить понимать эту эмоцию, распознавать ее. Отождествление гнева
и злобы, столь частое у взрослых, детям не присуще! Можно даже утверждать,
что появление злобы у детей есть верный симптом тяжелой наследственности или
скверных условий жизни ребенка.
Детская жестокость. Ребенок вовсе не равнодушен к
чужим страданиям, если только он видит перед собой страдание. Нередко, «мучая»
животное, дитя не жестоко, психология ребенка здесь более сложна. Фактор
нечувствительности объясняется игрой: то, что эти маленькие существа пищат,
оказывают сопротивление, барахтаются, только повышает удовольствие игры. Дети
играют с животными, с людьми, наслаждаясь не мучениями, а сопротивлением, отсутствием
той безответности, которая делает часто безвкусной игру с вещами. Дитя вообще
еще очень мало думает о внутреннем мире другого. Родители часто упрекают детей
в равнодушии к ним, в нечутком и «черством» отношении. Так, дети могут
беззаботно и весело играть в дни болезней, горя. Ребенок действительно живет
для себя, если же он вберет взрослое горе в свою душу, то может не справиться с
этой нагрузкой. Перед взрослым стоит сложная задача: не опекать ребенка
чрезмерно от печальных эмоций, но и внутренний мир другого объяснить так,
чтобы не создать непосильной нагрузки для детской психики.
Упрямство — это упорное отстаивание своей воли, нежелание
склониться ни перед просьбой, ни перед наказанием. Это предварение сильного
характера.
Чувство своей силы и чувство своей слабости — таковы
две полярные формы самочувствия, развивающиеся очень рано. Одно связано с
творческой активностью, с пробами свободного проявления своей личности, а
другое — с отказом от своей воли, с приспособлением к другим и подчинение им.
Взрослые нередко говорят ребенку, желая вызвать
известную чувствительность к чужому мнению: стыдись, как тебе не стыдно! Смысл
психологической установки, определяемой как «стыд», заключается в мучительном
и тягостном сознавании того, что личность наша «недостойна», не стоит на
должной высоте. Родителям важно узнать, что социальная форма стыда,
односторонне развитая в детской душе, очень замедляет развитие индивидуального
стыда. «Стыд есть функция в нас целомудрия, духовной целостности» (В. Соловьев),
и острие этого чувства направлено на нашу личность, а не на то или иное «дело».
Объекты стыда меняются, но самое чувство остается. Стыд всегда предполагает
раздвоение в нас: есть то, чего мы стыдимся, и есть способность оценивать это
«падение».
Ребенок не относится к миру пассивно, он ищет в нем
смысл («А почему?», «А зачем?», «А что это?»). «Ребенок живет настоящей духовной
жизнью, ибо в чем же ярче может сказаться духовная жизнь, как не в искании
смысла?» (В. Зеньковский). Это искание у ребенка связано больше с задачами
эмоциональными, чем рассудочными. Познавательная сфера ребенка развивается из
эмоционального мира.
Если в общении детей и родителей много запретов и
наказаний, ребенок может почувствовать, что к нему становятся невнимательны,
что общаются с ним только тогда, когда он сделает что-нибудь неверно. В этом
случае ребенок будет обязательно стараться делать все вопреки запретам.
Самостоятельное поведение ребенка не всегда удобно для
взрослых. Однако несамостоятельное поведение оборачивается в дальнейшем
зависимостью от множества обстоятельств, настроения окружения и своего собственного,
ежедневной текучки. Независимость и «само-стояние» есть возможность позиции «на
том стою». Несамостоятельный ребенок не умеет принимать помощь окружающих, а
если и принимает ее, то не с позиции сотрудничества, а как иждивенец.
Самостоятельность — мера независимости человека и от влияния природных сил, и
от влияния требований мира социального, которому иногда тоже полезно
противостоять.
Эмоциональный мир ребенка требует бережности и
постоянного педагогического труда от родителей и воспитателей. |