Цели:
-
Образовательная: научить родителей понимать собственного
ребёнка: его переживания, состояние, настроение и интересов.
Формирование эмоционально-положительного общения.
-
Коррекционная: коррекция детско-родительских отношений.
-
Воспитательная: воспитывать умение адекватно оценивать
деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков
окружающих людей.
Оборудование:
- шаблоны разной формы и цвета;
- костюм сказочного персонажа «чудовища»;
- сундук с 5 замками;
- карточки №1 с изображениями фруктов, карточки №2 слова-действия, карточки №3 с цифрами;
- лист А4 с изображением круга на каждого ребёнка;
- карточки с незаконченным предложением для родителей;
- карточки с правилами общения;
- музыкальное сопровождение.
Ход занятия
1. Орг. момент
Психолог: «Здравствуйте, ребята, родители! Давайте,
поприветствуем, друг друга, возьмемся за руки и молча, глядя друг другу
в глаза, подарим самую добрую, какая у вас есть улыбку. Спасибо.
Присаживайтесь».
2. Разминка
Психолог: «В таком составе мы работаем сегодня
впервые. Чтобы облегчить общение, и было понятнее, где у нас семейная
пара, я предлагаю каждой паре изготовить свою семейную эмблему, для
этого у вас на столе есть всё необходимое.
Пожалуйста, продемонстрируйте, что у вас получилось. Оденьте эмблемы. Вот теперь мы уже точно не перепутаем, где, чья пара».
3. Основное содержание занятия
Появляется ребёнок, наряженный в чудовище.
Чудовище: «Помогите, помогите! Меня заколдовала
волшебница, а заклинание, которое поможет меня расколдовать, спрятала в
этот сундук». Демонстрирует всем сундук с замками. «А сундук закрыт на
4 замка и я не могу его открыть, как не пробовал». Громко плачет.
Психолог: «Не плачь, успокойся, я знаю эту историю, сейчас я вам расскажу» – обращаясь к участникам занятия.
Рассказ сказки.
Психолог: «В одном городе жила семья, она была очень
дружной, но однажды с ней произошла такая история. Мама уходила из
дому по своим делам и сказала сыну: «Я скоро вернусь. Веди себя
хорошо». Чудовище: «Ой, говорила!» Мальчик, оставшись один, стал
ходить по квартире и вдруг залюбовался красивой вазой в маминой
комнате. Потому что покрылось пылью.
–Вымою-ка я вазу! – решил мальчик. – А когда мама вернётся, она обрадуется, что ваза, опять сверкает на солнце.
– Он влез на стул, потянулся к вазе, но пошатнулся и упал. Ваза скатилась со стола и разбилась, ударившись о пол.
– Какая жалость! – заплакал мальчик.
И тут вернулась мама. Она очень расстроилась, а потом рассердилась,
что её любимая ваза превратилась в груду осколков, отшлёпала мальчика и
отругала его. Она так и не узнала, что вся эта неприятность произошла
потому, что мальчику хотелось порадовать её.
Мальчику было обидно, и он злился на маму. Ему никого не хотелось видеть, он запёрся в детской и горько плакал».
Реплика чудовища: «Я так хотел сделать для мамы
что-нибудь хорошее! Я не виноват, что у меня это не получилось! А она… И
тогда я подумал, пусть бы этой мамы вообще не было! Пусть я буду один
на всём белом свете!»
Психолог: «Слёзы катились градом по его щекам, и
вдруг одна слезинка упала прямо на книгу, где была нарисована
волшебница. И тогда волшебница ожила.
– Я всё знаю, я всё видела – сказала она мальчику, – ты обиделся на
маму и хочешь, чтобы её не было. Она наказала тебя, не разобравшись, в
чём дело. Что ж у меня есть волшебная палочка. Сейчас я взмахну ею, и
твоя мама исчезнет, ты превратишься в чудовище, и никто тебя не узнает,
ты останешься один. Так и случилось».
Обращение психолога к участникам занятия: «Чтобы
расколдовать нашего мальчика, нам нужно прочитать заклинание. Чтобы
добраться до заклинания, мы должны открыть с вами 5 замков, каждое
правильно выполненное задание будет открывать один замок. Но ещё после
каждого задания мы должны с вами сделать выводы, которые помогли бы нам
вспомнить правила общения с ребёнком. Только вспомнив 5 главных
правил, мы сможем расколдовать мальчика».
Чудовище: «Помогите мне?»
Психолог: «Ну что, ребята и родители, поможем?»
Дети и родители: «Да».
Первое задание. Передача информации с помощью пантомимики.
Психолог: «С помощью пантомимики, вы передаёте
информацию, которая будет написана и изображена у вас в карточках».
Дети получают карточки с изображением фруктов: банан, яблоко, лимон. И с
помощью жестов и мимики пытаются объяснить родителям, что изображено
на их карточках. Родители получают карточки, на которых написаны
действия, которые должны выполнить дети: спать, кушать, умываться, и
также с помощью жестов и мимики должны объяснить это детям. Обсуждение
выполненного задания. С помощью психолога, родители приходят к выводу:
не всегда ребёнок может сказать и объяснить, что с ним происходит,
поэтому родители должны более внимательно относиться к детям и обращать
на малейшие изменения, происходящие с ребёнком. Из вышесказанного
вытекает первое правило.
Психолог зачитывает: «Правило 1. Замечать всё, что происходит с ребёнком».
Родители и дети, вместе с психологом открывают первый замок.
Второе задание. Ответы родителей на вопросы психолога.
Психолог: «Родители будут отвечать на мои вопросы, а
дети сидят тихо, не подсказывают, т. к. они уже ответили на эти
вопросы. После того как я получу ответы родителей, я зачитаю ответы
детей и мы сравним, будут ли они совпадать».
Вопросы:
- вы зовёте ребёнка обедать, а он не идёт? Ваши действия?
- ребёнок приходит с улицы грязный, ваши действия?
- вы заходите в комнату ребёнка, а там свалка из игрушек, ваша реакция?
Ответы детей на вопросы (ответы, полученные на предыдущих занятиях):
Аня: «Кричать будет и ругать»
«Мама по попе даст и в угол поставит»
«Убирайся, скажет сердито»
Никита: «Оглох что ли?»
«Больше никуда не пойдёшь»
«Быстро убрал»
Алёша: «Бегом иди, а то играть ни во что не будешь»
«Сам стирай, на улицу не пойдёшь»
Убирай игрушки, побыстрей, а то ничего не получишь»
Любовь Николаевна (мама Ани):
«Подойду и возьму её за руку»
«Иди сама стирай»
«Убирайся»
Татьяна Валерьевна (мама Никиты):
«Я кому говорю, не слышишь что ли?»
«Гулять больше не пойдёшь!»
«Считаю до 10, если не уберёшь…»
Людмила Прокопьевна (опекун Алёши):
«Подойду, возьму его за руку и отведу за стол».
«Накажу».
«Не разрешу выходить из комнаты, пока не наведёт порядок».
Сравниваем и обсуждаем полученные ответы. В процессе обсуждения
психолог помогает родителям прийти к выводу, что не всегда дети себя
ведут и поступают, так как хочется родителям и родители должны это
понимать и относится терпимее к данным ситуациям. Из вышесказанного
вытекает второе правило.
Психолог зачитывает:
Правило 2. Принимать своего ребёнка, таким как есть.
Родители и дети, вместе с психологом открывают второй замок.
Третье задание. Совместная игра детей с родителями (родители в роли детей).
Психолог: «Родители, предлагаю вам на несколько
минут стать детьми и сыграть с нами в следующую игру. Я всем раздам
карточки с цифрами, вы должны запомнить свой номер. Пока звучи музыка,
вы двигаетесь по залу, когда музыка закончится, вы должны выстроиться в
правильном порядке, держа цифру перед собой».
В процессе игры родители не дают возможности детям проявить
самостоятельность, направляют их действия. Из вышесказанного вытекает
следующее правило.
Психолог зачитывает: Правило 3. Помогать ребёнку самому, понять свои ошибки и исправить их, а не сделать это за него.
Родители и дети, вместе с психологом открывают третий замок.
Четвёртое задание. Совместная игра детей с родителями (дети в роли родителей).
Психолог: «Уважаемые родители у нас уже попробовали
себя в роли детей, а сейчас дети попробуют себя в роли родителей.
Родители по очереди будут превращаться в маленьких плаксивых детей, а
дети будут жалеть, ласкать, успокаивать». В процессе игры родители
помогают детям подобрать нужные слова, подсказывают нужные действия. По
завершению игры, многие родители признались, что очень часто дома
возникают ситуации, когда ребёнок начинает капризничать, плакать и им
очень трудно с этим справиться. Порассуждав на эту тему, психолог
помогает родителям прийти к выводу, что всегда можно найти выход и
успокоить ребёнка и самому оставаться спокойным в данной ситуации.
Психолог зачитывает: Правило 4. Прощать и любить ребёнка и себя самого.
Родители и дети, вместе с психологом открывают четвёртый замок.
Пятое задание. Дети рисуют солнышко в подарок родителям, а
родители пишут письмо своему ребёнку, начиная словами «Ты моё солнышко,
я тебе обещаю…»
Психолог: «Понравились вам уважаемые родители
рисунки? Дети очень старались, они вложили в эти рисунки, всё самое
доброе, все лучшие чувства. Прошу сохранить вас эти рисунки и когда
будут трудности или возникнет непонимание с детьми, посмотрите на это
солнышко и вспомните эти приятное мгновение и всё плохое уйдёт. Ведь в
каждом ребёнке есть хорошее и неповторимое». Родители зачитывают свои
письма к детям. Одно из писем: «Ты моё солнышко, я тебе обещаю,
доченька, что бы не случилось, я всегда буду с тобой рядом, буду любить
и оберегать, ты всё, что у меня есть!»
Психолог зачитывает: Правило 5. Замечать, поддерживать и развивать всё лучшее, что есть в ребёнке.
4. Итог
Чтение заклинания.
Психолог: «Мы и открыли последний замок, сундук
открыт, а вот и заклинание. Я буду читать, а вы повторяйте за мной
(обращение к участникам занятия):
Сим-силябим,
Колдовство мы победим
Сосчитаем до пяти
Чудовище уходи.
Дружно начинаем мы считать
Чтобы мальчика увидеть нам опять
Один, два, три, четыре, пять.
Ничего не происходит. Я знаю, в чём дело. Нам нужно ёщё раз вспомнить
все и произнести правила общения с ребёнком, которые мы сегодня с вами
вывели».
Повторение всех правил общения с ребёнком.
Психолог раздаёт родителям карточки, где записаны правила общения с
ребёнком. Родители вместе с психологом зачитывают их вслух.
- Замечать всё, что происходит с ребёнком.
- Принимать своего ребёнка таким, как есть.
- Помогать ребёнку самому понять свои ошибки и исправить их, а не сделать это за него.
- Прощать и любить ребёнка и себя.
- Поддерживать и развивать всё лучшее, что есть в ребёнке.
Звучит музыка, чудовище начинает кружиться по залу, скидывая с себя
лохмотья. Музыка затихает и перед нами оказывается мальчик. Он
благодарит всех за помощь, говорит о том, что понял, где был не прав,
обещает всё исправить, прощается и уходит.
Психолог (обращаясь к участникам занятия): «Понравилось вам помогать мальчику. Что больше всего запомнилось и понравилось?»
Реплики детей: Аня: «Очень, очень понравилось! Помогать понравилось, играть с мамой понравилось, мама даже не ругалась…»
Реплика родителей: Любовь Николаевна (мама Ани): «Я
стала по-другому смотреть на своего ребёнка, можно сказать другими
глазами. Буду теперь терпеливее относиться к особенностям своего
ребёнка».
Психолог просит всех участников занятия встать в круг. Все выходят в
центр зала, дети встают напротив своих родителей. Каждый ребёнок по
очереди, продолжает предложение: «Моя мама самая…». Мамы дарят детям
самые тёплые объятья. Занятие заканчивается. Психолог благодарит всех
за участие, желает хорошего настроения и удачного дня, прощается.
|