Двух-четырехлетний возраст для многих людей является
именно тем возрастом, с которого они помнят себя. Для большинства родителей
четырех-пятилетних детей это «золотое время» родительства.
Но временами ребенок бывает просто невыносим: упрям,
капризен, агрессивен, зануден и т.д. Известный зарубежный психолог, специалист
в области семейной психологии Клу Маданес писала: «Я помню, как в 3—4 года
носилась по квартире на своем трехколесном велосипеде, безобразничала, а мой
отец говорил: "Так, плохая Клу пропала — нету". И я пряталась за
штору. "Хорошая Диана — вот она". И я (Диана — мое второе имя)
выходила из-за шторы — сущий ангел. А отец говорил: "О, Диана, как
замечательно, что ты здесь. Иди садись рядом со мной. Где ты была? И т.д."
Мне нравилось, что я могла выступать в двух ролях сразу, а он мгновенно
добивался от меня послушания. Я в самом раннем возрасте почувствовала, как
сложна человеческая природа, и благодарна ему за то, что еще ребенком [отец]
мне открыл: он нуждается во мне, я могу ему помочь. Он подарил мне возможность
помогать». Замечательный зарубежный педагог начала XX века Э. Кэй писала: «Ребенок
в глубине своего внутреннего "Я" чувствует, что он имеет право быть
"нехорошим"», право, которым взрослые пользуются беспрепятственно. И
не только пользоваться этим правом, но и быть спокойно предоставленным всем
опасностям и радостям, которые влечет за собой подобного рода настроение. В
9-ти из 10 раз следует закрывать глаза на детские недостатки, воздерживаясь от
непосредственного вмешательства, которое обыкновенно бывает ошибочным, а
вместо этого направить всю свою бдительность на окружающее, в котором ребенок
растет, и на свое собственное самовоспитание — вот в чем заключается искусство
естественного воспитания». Прошло сто лет, а эти слова по-прежнему современны.
Каковы же психологические особенности дошкольного
возраста? Остановимся на некоторых из них, важных для сегодняшнего разговора.
♦ Эмоциональность. Ребенок познает мир чувствами и еще
не всегда умеет справляться с ним. Помочь ему в этом могут родители. Большую
силу здесь имеют руки родителей: объятия, прикосновения, жесты останавливающие,
уводящие и т.д. Руки родителей — источники ощущений, а следовательно и чувств,
обладают магической силой влияния на ребенка, порой большей, чем слово или
подарок. Ребенок имеет право побыть «плохим», так же как право быть хорошим,
но не только «всегда хорошим». Легкая переключаемость эмоций, подражание, даже
негативные проявления (упрямство, страхи, агрессивность и др.) — это ситуации с
большим потенциалом развития личности ребенка, они трудны для родителей, но
именно в этих ситуациях тренируются воля, самоконтроль ребенка, узнавание себя
и границ возможного и многое другое при условии правильного реагирования со
стороны родителей.
♦ Любознательность. К пяти годам у малыша
появляется стремление быть полезным.
Труд для других. Наблюдение за взрослыми как источник знания об окружающем:
как родители говорят, каким тоном, в каком настроении, как разрешают конфликты,
как справляются с неудачами, как помогают друг другу, окружающим, как проявляют
заботу и др. Все дошкольное время перед родителями стоит задача самовоспитания
и самосовершенствования как необходимого инструмента воспитания ребенка: малыш
воспитывается именно через наблюдение и подражание, а вовсе не через нотации и
педагогические сентенции. Игра служит источником тренировки и упражнения в
освоении различных жизненных ситуаций. Роль родителей в детской игре.
Использование игровых ситуаций в воспитании и речевом развитии ребенка. Когда
мы стремимся приохотить человека к чему-либо, мы на первых порах должны
воздержаться от критических замечаний. Это всеобщий закон, распространяющийся
на все виды деятельности, на развитие всех человеческих интересов без
исключения. Родительство — это работа. Основная задача родителей, в конечном
счете, — научить ребенка обходиться без них. Но нередко вмешиваются
родительское честолюбие, желание, чтобы именно ребенок реализовал то, что
самому взрослому в своей жизни не случилось сделать (стать пианистом, врачом,
балериной, спортсменом и т.д.). Драгоценное время уходит на то, чтобы заставить
ребенка поверить: он хочет того же, что и родитель, а задача развития зрелой
личности становится Второстепенной: у родителя просто не остается времени и
сил, чтобы разглядеть своего ребенка — что он хочет, умеет, к чему тянется и
чего желает.
Потребность в общении у ребенка неразрывно связана с
потребностью в ласке. От родительства чаще и быстрее устают те мамы и папы,
кто неравномерно тратит свои усилия, совершает ошибки при общении. Персонал
детского сада наблюдает воспитанников порой больше времени, чем сами родители.
Детский сад — это уникальная комплексная работа различных специалистов, имеющая
большой потенциал помощи родителям в воспитании детей и коррекции их речевого
развития. Рекомендуется советоваться с воспитателями, вести совместные
наблюдения, обмениваться опытом, сделать это живой работой, исключить
«обязательность» и «принудительность».
|