Решить вопрос безусловного
принятия ребенка представляется одной из первостепенных задач для успешного
развития у него умения общаться.
Ситуация. Психологи говорят, что ребенка
надо принять, при этом они используют термин «безусловное принятие».
Что значит безусловное
принятие ребенка?
Решение. Это значит, что не надо
ставить каких-либо условий типа: «Если ты будешь хорошо учиться, я буду тебя
любить» и т. п. Ребенка нужно принять без каких-либо условий.
Ситуация. Мама принимает свою дочь без
всяких условий. Но как ей в случае необходимости выразить свое неудовольствие
ею? ^ Может ли мать сердиться на дочь?
Решение. Неудовольствие матери должно
относиться не к личности ребенка, а к его действиям. Дочь должна понимать: что
сделано неправильно, плохо. Кроме того, важно, чтобы неудовольствие действием
дочери не было систематическим, иначе оно может перерасти в непринятие.
Дисциплину нужно требовать не
до, а после установления добрых отношений и только на базе их.
Если педагог безусловно
принимает каждого ребенка, тепло и доброжелательно к нему относится, замечает
любое продвижение на пути к успеху, то беспокойства, страхи, защитные реакции
учащегося заметно снижаются. Он открыто говорит о своих чувствах, мыслях,
переживаниях, не закрываясь при этом маской, оставаясь самим собой. Причем чем
значительнее успех, тем выше самооценка, самопринятие, самоуважение. Такое
взаимодействие учителя и ученика обеспечивает развитие и самоактуализацию
личности ребенка. Именно на это направлены принципы, сформулированные на основе
личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком.
* * *
Д. Джайнотт рекомендует:
поддерживать в ученике его
чувство достоинства и позитивный образ «я»;
говорить о ситуации, поступке
и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
отмечать сдвиги в личностном
росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
не применять негативных оценочных
суждений, ярлыков, отрицательного программирования;
не навязывать школьнику
вопреки его желанию способов деятельности и поведения;
принимать и одобрять все
продукты творческой деятельности ученика независимо от содержания, формы,
качества и т. д.
Важным условием оптимизации
развития личности ребенка является умение педагога реализовать в работе с
каждым из своих подопечных индивидуальный подход, который отличается не только
используемым методом, но и содержанием средств взаимоотношений.
* * *
Язык принятия
|
Язык непринятия
|
— оценка поступка, а
не личности;
|
— отказ от объяснений;
|
— похвала;
|
— негативная оценка
личности;
|
— комплимент;
|
— сравнение не в
лучшую сторону;
|
— временный язык;
|
— постоянный язык;
|
— ласковые слова;
|
— указание на
несоответствие
|
— поддержка;
|
родительским
ожиданиям;
|
— выражение
заинтересованности;
|
— игнорирование;
|
— одобрение;
|
— команды и приказы;
|
— согласие;
|
— подчеркивание
неудачи;
|
— позитивные телесные
контакты;
|
— оскорбление;
|
— улыбка;
|
— угроза;
|
|
То, как ребенок узнает,
принимают ли его взрослые или, наоборот, не принимают.
|
|
Язык принятия
|
Язык непринятия
|
— контакт глаз;
|
— наказание;
|
— доброжелательная
информация;
|
— угрожающие позы и мимика;
|
— выражение своих чувств;
|
—негативные интонации
|
— отражение чувств ребенка
|
|
Как родители принимают своих
детей, точно так же и дети должны принимать своих родителей.
Только приняв своих
родителей, научившись видеть их как обычных людей с реальными достоинствами и
недостатками, ребенок сможет принять и познать самого себя, позволить себе
любить их без разочарований, обид, с легким сердцем.
Идеальных родителей, так же
как и детей, не существует. Никому из взрослых не удалось избежать упреков
своего ребенка. Тема отношений с родителями задевает многих из нас. Иногда мы
стремимся переложить на них ответственность за все наши промахи и неудачи,
объясняя их неправильным детством.
Источником страданий может
быть как недостаток родительской любви, так и ее избыток. Многие дети
недовольны теми или иными действиями своих родителей, тем, что они заставляют
выполнять то, чего им делать не хотелось бы.
Чтобы принять своих
родителей, нужно проститься с детской мечтой об идеальных папе и маме, точно
так же как мать и отец однажды расстались с мечтой об идеальном ребенке.
Необходимо понять, что родители не могут быть совершенными, научиться жить с
ними такими, какие они есть. Принять — значит перестать хотеть, чтобы они были
другими. Принять — значит повернуться к родителям лицом, увидеть их в самых
разных ролях, а не только в родительской. Нужно не идеализировать родителей, а
воспринимать их как обычных людей с их достоинствами и недостатками — это
поможет детям взрослеть и лучше относиться к самим себе.
Родители и дети — отдельные
самостоятельные личности при всей их похожести.
Ребенок должен понять: других
родителей у него не будет. Если они начинают казаться чужими людьми, легко
потерять надежду на взаимопонимание с ними.
Для создания теплых,
доверительных отношений с ребенком необходимо взаимное уважение.
Уважение — это подтверждение
значимости человека в мире.
Мало твердить ребенку, что
нужно уважать старших, необходимо еще принять и то, что старшие также должны
уважать ребенка. Только на основе взаимопонимания он может развиваться
полноценно. Большую роль в установлении и развитии такого взаимопонимания
играют внимание,
щедрость и
твердость.
Внимание — это интерес к миру ребенка,
готовность посмотреть на вещи его глазами, уважение к его увлечениям.
Щедрость проявляется тогда, когда мы
готовы преодолеть усталость и головную боль после тяжелого дня и сесть играть с
ребенком в его любимую игру.
Твердость — это неукоснительное
следование правилам, которые мы установили. Дети принимают их, потому что они
помогают ориентироваться в мире.
В общении с ребенком
учитывайте его потребности.
Вопрос. Что является основным мотивом
общения?
Ответ. В общем смысле мотивом
общения является другой человек; для ребенка — это взрослый.
Деловые
(сотрудничество в игре, общей деятельности)
|
Партнер (участник) совместной деятельности
|
Как взрослый умеет играть, что-то делать,
показывать интересные предметы и т. д.
|
Познавательные
(познание нового)
|
Источник новой
информации
|
Как взрослый слушает
ребенка и отвечает на его вопросы
|
|
М. И. Лисина выделяет 3
группы качеств человека и, соответственно, 3 основные категории мотивов общения
— деловые, познавательные и личностные.
Если родитель не будет
знать, понимать, чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступать
в общение, он не сможет его понять, а значит, и правильно построить с ним
диалог. А чтобы наладить взаимоотношения с ребенком и принять его, нужно
хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности
развития общения в детском возрасте.
М. И. Лисина выделяет 3
категории средств общения для удовлетворения мотивов общения.
Средства общения (по М. И.
Лисиной)
Средства общения
|
Содержание
|
Характеристика
|
1. Экспрессивно-мимические
|
Взгляд, улыбка, гримаса,
различные выражения лица
|
В общении выражают
содержание общения
|
2. Предметно-действенные
|
Поза, жесты, действия с
игрушками и т. д.
|
В общении изображают
содержание общения
|
3. Речевые (обозначают
содержание общения)
|
Содержание коммуникаций
|
В общении обозначают
содержание общения
|
Потребности, мотивы и
средства общения образуют устойчивые состояния — формы общения, которые
меняются на протяжении детского возраста.
Таким образом, формой общения называют деятельность общения
на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности ее свойств.
Форма общения характеризуется
следующими параметрами:
время ее возникновения в
онтогенезе;
ее место в системе общей
жизнедеятельности;
основное содержание
потребности, удовлетворяемой детьми в данной форме общения;
ведущие мотивы, побуждающие
ребенка к общению;
основные средства общения.
На протяжении детства
появляются и развиваются 4 различные формы общения, по которым можно судить о
характере происходящего психического развития ребенка.
Эмоционально-личностное.
Ситуативно-деловое.
Внеситуативно-познавательное.
Внеситуативно-личностное.
|