В беседе с ребенком родители
могут задавать ему открытые прямые вопросы, например: «Ты можешь мне
назвать книги, которые мы обсуждали за последний месяц?». Такие вопросы
используются для получения простых установок и отношений. Они не затрагивают
личности ребенка.
Для выяснения эмоциональных
реакций и отношений, когда можно ожидать защитные реакции ребенка, искаженные
ответы, надо использовать косвенные вопросы. Например, вместо того чтобы
спросить напрямую у ребенка, кого из родителей он больше любит, можно сформулировать
вопрос иначе: «Если бы у тебя оказался один лишний билет в кино (или что-то
подобное, которое нельзя разделить на всех), то кого бы ты пригласил с собой:
папу или маму?».
Проективные вопросы в еще большей мере маскируют
изучаемую цель. Для этого ребенка просят сообщить не о своем собственном переживании в той или иной
ситуации, а о переживаниях и действиях какого-либо другого, гипотетического
ребенка. Пример вопроса такого типа: «Как относятся к занятиям ребята твоей
группы?». При ответе на проективные вопросы ребенок идентифицирует себя с
гипотетическим персонажем, выражает свои собственные переживания и мотивы
поступков.
В беседе с детьми проективные
вопросы часто представляются с помощью кукол и картинок. Например: «Миша взял
без спроса игрушку. Это увидел Вова. Как он может поступить в этой ситуации?
Что он подумает? Что будет чувствовать?».
При общении с ребенком не
торопитесь с предложениями о дальнейших действиях. Дайте ему время предложить
свои варианты развития событий. Тогда вы сможете узнать, что его волнует,
дадите ему выплеснуть свои эмоции. И главное, ребенок будет пытаться (к примеру,
в игре) совладать со своими чувствами.
В общении с ребенком взрослый
стремится построить свои отношения так, чтобы они обеспечивали эмоционально
положительные коммуникации. Ибо с неудачами общения связаны отрицательные
эмоции, такие как тревожность, сомнение. Одной из причин такой тревожности
является недостаточное развитие речи — неумение выразить словами свою мысль,
свое эмоциональное состояние. Умение ребенка выразить свое эмоциональное
состояние способствует развитию самосознания, самопонимания и эмпатических
качеств личности (Н. В. Соловьева).
* * *
Беседу не следует строить на
каком-то одном типе вопросов. Они должны варьироваться в зависимости от целей и
содержания обсуждаемой проблемы.
Беседа с детьми обладает
определенной спецификой и является более сложным делом, чем беседа со
взрослыми.
Нередко от родителей
требуется большая находчивость, чтобы «разговорить» ребенка. Это касается
прежде всего детей тревожных, неуверенных в себе и детей, имеющих
отрицательный опыт общения со взрослыми. В таких случаях под рукой всегда
должны быть яркие, привлекательные игрушки, головоломки, цветные карандаши и
бумага. Беседуя с ребенком, нужно учитывать возраст, пол, условия его жизни,
его способность к сознательному наблюдению собственных эмоциональных реакций и
к их вербализации. Такая способность появляется у большинства детей только в
подростковом возрасте. Однако это не значит, что раньше нельзя обсуждать
возникшие у них переживания, эмоциональные реакции и т. д. Дети способны
описывать свои мысли и чувства, но их возможности ограничены недостаточно
развитыми навыками точного воспроизведения событий. Поэтому в беседе велика
роль правильно заданного вопроса. Кроме того, важно всегда принимать ребенка
таким, каков он есть, а к его позиции относиться бережно, не осуждая и не
оправдывая ее.
Трудности, испытываемые
ребенком при общении
Если родители не
способствуют его самовыражению: «Ты еще слишком мал, чтобы участвовать во
взрослых разговорах»
|
Ребенок убеждается в том,
что он и его слова никому не интересны, и замыкается в себе
|
Если у родителей слабо
выражена эмпатия (эмоциональное сопереживание и понимание ребенка)
|
Ребенку кажется, что
родители невнимательны к его словам
|
Если ребенком овладела
обида и он говорит от имени обиженного «Я»
|
Ребенок перестает слышать,
что ему говорят
|
Если у ребенка складывается
неточный образ адресата общения
|
Нарушается обратная связь
|
Чтобы диалог состоялся, важно
понимать:
куда обращена речь (с кем мы
сейчас говорим);
откуда она исходит (кто мы
есть).
Факторы,
разрушающие общение.
Игнорирование партнера, отсутствие интереса к его
высказыванию.
Негативные оценки, например замечания типа: «Это
же глупости...».
Неаргументированное
выспрашивание. Задавая вопросы, нельзя злоупотреблять их количеством. Поясните, почему
заданные вами вопросы интересуют вас.
Проявление эгоцентризма. Разговор идет только на те
темы, которые волнуют вас, и не берется в расчет то, что волнует партнера.
Прерывание монолога партнера.
Например:
«А не пора ли нам поговорить о деле?» или «Давайте вернемся к цели нашего
разговора».
Ситуация. Мама Игоря, обладая большой
наблюдательностью, заметила, что сына беспокоят какие-то трудности.
Как следует поступить маме?
Решение. Маме важно своевременно
оказать помощь сыну в решении возникшей трудности и организовать необходимую
профилактическую работу.
Известно, что трудность
какой-либо ситуации определяется не столько сложностью ее объективных условий,
сколько
отношением к этим условиям самого ребенка. Здесь необходим анализ
собственных представлений ребенка о возникших трудностях.
После установления
взаимопонимания с ребенком мама отмечает, что трудности в жизни людей дело
обычное, надо вовремя собраться, не растеряться и т. д. После этого ребенку
следует задать вопросы о том, бывают ли в его жизни трудные ситуации и где они
случаются: в школе или вне ее.
После утвердительного ответа
и последовавших за ним рассуждений ребенка ему предлагается рассказать о
некоторых ситуациях, которые он считает для себя трудными. После анализа этих
ситуаций следует спросить о том, что он пытался сделать, чтобы преодолеть свои
проблемы.
В заключение надо предложить
задание ребенку: сформулировать советы другу, который испытывает трудности
(выбирается ситуация, названная самим ребенком). Этим самым ребенок показывает
свою информированность о возможных действиях в подобных ситуациях.
Кроме того, можно выяснить источники возникновения
трудных ситуаций. Ими могут оказаться сверстники, родители, другие
взрослые, книги, телепередачи. Результаты, полученные в ходе беседы, дают возможность
узнать от самого ребенка о том, какие трудности существуют в его жизни.
Такая беседа может иметь психотерапевтический эффект, если ребенок испытывает затруднения
в саморегуляции поведения в повседневных ситуациях.
Помните, что универсальных
рецептов общения не существует.
Ситуация. Мама может обратиться к сыну
или так: «Ну послушай же меня внимательно!», или иначе: «Алеша, послушай же
меня внимательно!».
В каком случае фраза мамы
получит больше шансов быть услышанной?
Решение. Ну конечно, во втором случае.
Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека.
Во время конфликтов, желая
снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще употреблять в своей речи
имена собеседников. Называя их по имени, можно быстрее прийти к согласию, найти
взаимопонимание.
* * *
Имя человека — это самый
сладостный и самый важный для него звук!
Какие же психологические
законы определяют степень нашего доверия к словам собеседника? Главный из них
— закон
соответствия между сказанными словами и другими внешними проявлениями человеческого
тела (жестами, мимикой, позой и т. д.).
Ситуация. Учительница говорит ученикам:
«Я искренне стремлюсь к диалогу с вами, стараюсь всегда учитывать ваше
мнение...» При этом она потрясает указательным пальцем перед своими
слушателями.
Достигнет ли цели искреннее
стремление учителя?
Решение. Не достигнет.
«Демократическая» речь учительницы входит в противоречие с ее властным,
авторитарным, поучающим жестом.
Собеседник должен чувствовать
себя значительным для партнера по общению.
Ситуация. Детям мы говорим о том, что
существуют «волшебные» слова («спасибо», «пожалуйста» и др.), и те свято верят
в их магическую силу. Но проходят годы, и вера в волшебство этих слов уходит
вместе с детством.
Почему так происходит?
Решение. Сами по себе сказанные слова
не побуждают к положительной ответной реакции со стороны собеседника, скорее
все зависит от его настроя на выполнение просьбы. Д. Карнеги советует внушать
собеседнику сознание его значительности, и делать это надо предельно искренно.
Нам всем хочется чувствовать
себя значительными, чтобы хоть в какой-то мере от нас что-то зависело. Поэтому
иногда достаточно дать ребенку возможность осознать собственную значимость,
чтобы он с радостью согласился сделать то, что мы просим.
Все, чем занимается человек,
для него является важным.
Ситуация. На вопрос соседки: «Чем
занимается ваш сын?», — мама ответила, что Коля все время мастерит кораблики,
и стала рассказывать о том, что трудно оторвать его от этого для выполнения
каких-нибудь важных дел. К тому же, по ее словам, от этого занятия больше сора,
чем пользы.
Должна ли мама ценить труд,
увлечения ребенка?
Решение. Каждый ребенок хочет, чтобы
другие признавали его занятие полезным. Ребенок должен чувствовать, что его
труд ценится, с ним советуются. Хорошо, когда мама периодически будет подходить
к сыну со словами: «Хочу с тобой посоветоваться по поводу...». «Со мной хотят
посоветоваться. Я нужен! Я значителен!» — делает заключение сын. А потом он
может сказать: «Почему бы мне не помочь маме?». Главное — искренне попросить у
ребенка помощи, если мы в ней нуждаемся.
Человека надо настраивать на
предстоящую деятельность.
Ситуация. Мама поручила сыну провести
уборку комнаты. Ребенок отказывался, ссылаясь на занятость, но мама настояла на
том, что именно сейчас надо это сделать. В процессе уборки сын разбил
статуэтку. На ее упреки он сказал, что споткнулся. А когда она спросила сына,
почему так произошло, ей был дан ответ: «Просто так».
Можно ли произошедшее назвать случайностью?
Решение. В психике человека не бывает
ничего случайного. Маме нужно было создать положительное отношение сына к
заданию: выбрать соответствующее время, дать сыну осознать важность выполнения
этого задания и т. д. Другими словами, ей необходимо было настроить сына на
ответственное выполнение задания. |