Ситуация. В каждой семье конфликты,
большие и маленькие, разрешаются по-разному.
Имеет ли
это какое-то отношение к формированию личности ребенка?
Решение. Да, имеет. Так или иначе,
любые разрешаемые конфликты неизбежно дают эффект накопления. А под его
влиянием формируются черты характера, которые потом определяют судьбу детей и
родителей. Надо внимательно относиться к каждому столкновению интересов детей
и их родителей.
Ситуация.
Интересы
Вадика часто расходятся с интересами его мамы. Например, мама хочет смотреть одну
телепрограмму, а Вадик — другую, или же между сыном и мамой возникают конфликты
по поводу выполнения тех или иных хозяйственных дел. При этом мама не уступает
сыну и заставляет его учитывать только ее желания.
Как будет
развиваться личность Вадика, если мама всегда выигрывает?
Решение. Вадик негодует, но приказы
мамы заставляют его признать себя побежденным. Ведь мама убеждена, что надо
ломать его сопротивление: «Дашь ему волю, так он и на шею сядет».
В семьях, где применяют
авторитарные, силовые методы, нередко «коса находит на камень»: дети быстро
привыкают отвечать на давление извне, сами стараются влиять на родителей. А
если же родители выполнение своих желаний сопровождают объяснениями или особой
тактикой воздействия, то ребенок становится зависимым, растет пассивным. И
пассивность, и агрессивность ребенка связаны с накоплением обид, поэтому чаще
всего в таких семьях отношения не становятся близкими и доверительными.
Ситуация. В семье Романа провозглашен
принцип: «Мир любой ценой», и родители нередко жертвуют собой «ради блага
ребенка».
Как скажется на развитии личности ребенка такая
тактика «уступок» ради поддержания мира в семье?
Решение. В этих случаях дети растут
эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими организовать свою
деятельность. Если в семье родители постоянно идут навстречу своему ребенку, то
в любой компании ему уже никто не будет потакать. Не умея идти навстречу
другим, такие люди, как правило, остаются в одиночестве.
Вопрос. Как разрешать конфликты,
чтобы в выигрыше остались и родители, и ребенок?
Ответ. Для успешного разрешения конфликта родителям рекомендуется
активно выслушать ребенка, узнать о его чувствах, а затем в «Я-сообщении»
выразить свои ощущения.
Для успешного разрешения
конфликта рекомендуется определенная пошаговая стратегия.
Первый шаг. Сначала родители выслушивают ребенка, определяют, в чем состоит его
проблема, что он хочет или, наоборот, не хочет, что ему нужно или не нужно, что
ему важно и т. д. Активно слушая его, необходимо озвучить потребности, цели,
интересы ребенка. После того как ребенок поверит, что родители понимают его
проблему, он будет готов вникнуть и в проблему родителей. Ребенок узнает больше
и точнее об их проблеме, если он свое высказывание сможет облечь в форму
«Я-сообщения». Если родители прибегнут к запретам («Нельзя и все!»), ребенок,
не понимая, почему нельзя, встанет на путь конфронтации. Каждое требование
ребенка должно быть понято с точки зрения целесообразности.
Второй шаг — сбор предложений. Теперь
решается вопрос: «Как поступить?». Ребенок должен назвать свои предложения по
решению конфликта, записать их на бумаге. Не отвергая этих предложений,
родитель, в свою очередь, предлагает собственные варианты решения проблемы.
Третий шаг. Необходимо провести
совместное обсуждение предложений. Во время дискуссии:
♦ каждый выслушивает
предложения другого;
♦ каждый вникает в эти
предложения;
♦ осознаются свои истинные
желания;
♦ сообща проводится «урок
решения трудных вопросов».
Четвертый
шаг. Нужно
осуществить детализацию принятого решения, например: «Ребенку пора самому
вставать, завтракать и ходить в школу. Но для этого надо научиться пользоваться
будильником, разогревать завтрак и т. д.».
Пятый шаг — выполнение решения, проверка. Еще раз отслеживается,
все ли было учтено в принятом решении.
Рассмотренный способ
разрешения конфликтов основан на сотрудничестве.
Задание.
1. Проанализируйте, сколько раз
вы обратились к ребенку эмоционально-положительно: радостно приветствуя,
одобрительно, с поддержкой.
2. Вспомните, сколько раз вы
обратились к нему эмоционально-отрицательно: упрекая, критически, делая
замечания.
3. Представьте себе, что вы
встретили своего лучшего друга. Постарайтесь изобразить мимикой или жестами
свою радость от такой встречи, покажите, что он вам близок и дорог. Теперь
попытайтесь продемонстрировать те же чувства собственному ребенку, когда он
приходит из школы.
4. Обнимайте вашего ребенка не
менее четырех раз в день.
5. В каждой ситуации обращайте
свое внимание на реакцию ребенка и на свои собственные чувства.
* * *
Правильное
общение родителей с ребенком вырабатывает в нем способность к рефлексии,
размышлению над своими и чужими переживаниями.
На собственном примере
родители учат ребенка главным принципам отношения к себе и другим. Они
показывают ему, что у каждого есть свои чувства, есть право их выражать.
Усваивая родительское
общение, ребенок, придя из школы, будет делиться тем, что в ней происходит.
Постепенно у ребенка будет
расти его социальный опыт, круг его общения будет становиться более широким, и
он вырастет человеком, хорошо понимающим других людей.
Когда чувствуете, что ваши родительские усилия не
приносят плодов, пора идти к психологу.
|