Появляясь на свет, ребенок овладевает не только речью,
знаниями, он учится эмоциям. На «эмоциональной шкале» находятся разнообразные
эмоциональные состояния: радость, забота, жалость, зависть, равнодушие и тд.
Очевидно ли богатство внутреннего мира родителей ребенку, видит ли родитель
эмоциональные состояния своего малыша, умеет ли ему объяснить их, помочь
пережить справиться либо оберегает от любых печалей — все это имеет прямое
отношение к эмоциональному развитию ребенка. Мать, не способная вынести малейшее
страдание ребенка, каждый раз заслоняющая от него свое чадо, лишает малыша
полезного огорчения, шанса научиться погоревать, отгоревать, не бояться своих
отрицательных эмоций.
Задачи родителей в развитии эмоциональной сферы детей:
1 — помочь ребенку осознать чувства, понимать свое
эмоциональное состояние;
2 — учить справляться с ними.
Для этого родитель должен развивать словарный запас
ребенка: обращать внимание на собственные чувства и называть их, наблюдать
эмоциональную жизнь малыша и обозначать переживания, вводить в его лексикон
слова, обозначающие оттенки чувства (зол, сердит, раздосадован, расстроен,
огорчен и т.п.).
Обучение распознаванию чувств и эмоций следует
начинать с того, что:
♦ признать, что чувства не бывают плохими, они просто
есть, и ребенок имеет право на проявление чувств (вербальное, телесное); однако
нужно вводить определенные правила проявления эмоций, например: «Ты вправе
сердиться на сестренку, но ударить ее я тебе не разрешаю»;
♦ обсуждать случаи, которые произошли с кем-то, просить
определить чувства и предложить собственные варианты поступков; при этом
избегать осуждения, цель такой беседы — познавательная (например: «Что
чувствовал Саша, когда пришло время уходить? Что он сделал, когда почувствовал,
что огорчен? Что он сделал потом?»);
♦ обсуждая с ребенком его чувства, не пытаться решить
за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь ребенку самому
справиться с ним («Ты злишься оттого, что Маше пора домой и нужно вернуть ей
игрушку»);
♦ предлагать ребенку различные способы, помогающие ему
взять себя в руки, — вербальные, физические, зрительные, творческие и др. («Ты
собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого
сделать, давай подумаем вместе: может быть, обежать вокруг стола, написать
открытку, почитать любимую книжку?»); часто все, что требуется ребенку — это
понять охватившее его чувство. Предлагать ребенку варианты, и пусть он сам
выбирает наиболее действенный.
В этой работе необходимо быть последовательным и
помнить, что одни ситуации разрешаются быстро, а другие требуют времени и
терпения. Главное — не терять из виду цель, которую вы ставите перед ребенком и
перед собой, обязательно отмечая успехи ребенка.
С 6 месяцев до 3 лет ребенок выбирает линию поведения
в жизни: будет это открытый, раскованный путь познания и доверия миру либо
замкнутый, зажатый, если ребенок не получил от близкого взрослого поддержки,
ласки, испугавшись при обследовании мира, или его взрослые ограничили. Детская
безответственность есть необходимость. Однако родителей это обстоятельство
часто выводит из себя. Но их задача — направлять ребенка в сторону развития
ответственности, соразмерной возрасту, это требует терпения и ласки.
Еще одна проблема эмоционально-волевого развития —
детское своеволие. Волевой протест — ребенок не просто забыл что-то сделать, а
он смотрит в глаза и словно говорит: «Я знаю, чего ты от меня хочешь, но не
сделаю. Так что ты мне сделаешь?» По сути, это вызов авторитету взрослого,
потому что ребенку очень важно знать соотношение сил в мире, знать, кто
сильнее, и знать границы своего поведения. Очень важно вовремя заметить этот
вызов и правильно на него отреагировать: меры применяются не потому, что
ребенок поступает безответственно, а потому, что нарушает сознательно
соблюдение правил, которые знает хорошо. Родитель должен сформировать волю ребенка
и в то же время подчинить своему любящему руководству. Важно помнить, что
своевольный ребенок имеет большой потенциал для личностного развития, для
достижений успехов в жизни.
До середины XX столетия исследователи соглашались с
существованием пропасти между логическим мышлением («надо», «должен») и
чувствами («хочу»). В 50-е годы XX века психологи (в частности, Р. Орнштейн)
обнаружили, что это различие связано с работой двух полушарий головного мозга,
между которыми существует своеобразное распределение функций: левое отвечает
за логичное, строгое мышление, правое — за творческое, чувственное познание
мира. Позднее ученые пришли к выводу, что существует различие в реакции
мальчиков и девочек на оценку их деятельности. Так, для мальчиков очень важно,
ЧТО конкретно оценивается в их поведении, а для девочек — КТО их оценивает и
КАК. Например, мальчику требуется излагать кратко и точно, чем вы недовольны,
так как его мозг не может удерживать долго эмоциональное напряжение и как бы
«отключает» слуховой канал: ребенок перестает вас слышать и слушать. Мальчик
может не реагировать на фразу «Я тобой недоволен». Она лишена для него смысла,
он обязательно должен знать, чем вы недовольны, и как бы вновь проиграть в
памяти свои действия. Девочкам нельзя сразу сказать слово «плохо» (свое
отношение), так как бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее
ругают, что именно плохо в ее действиях и что надо изменить. Если взрослый не
учтет этих различий, то его замечание просто не будет услышано! Сработают
механизмы сенсорной защиты, мозг ребенка еще незрел, и поэтому он «отключается»
от бесполезных для него влияний, в частности слов взрослого. Постепенно это
может сложиться в привычку вообще не слышать, что говорит взрослый.
Негативные тона воспитания (например, замечания,
одергивания, критика, неодобрение и т.д.) задерживают развитие. Детям нужен
позитивный настрой и положительное подкрепление своей деятельности со стороны
взрослых.
|