Проанализировав 600 дорожно-транспортных
происшествий, в которых пострадал дети,
установлено, что 80 % происшествий произошли в
радиусе одного километра от их дома. То есть в тех
местах, где ребята должны были бы хорошо знать
условия движения транспорта, места пешеходных
переходов, установки светофоров, заведомо
опасные участки. И хотя в дошкольных учреждениях
педагоги, проводят занятия с детьми по правилам
дорожного движения, привлекая сотрудников ГИБДД,
на радио и телевидении выходят специальные
тематические передачи, в различных
издательствах, готовятся брошюры, плакаты,
листовки, пропагандирующие правила дорожного
движения, однако ситуация к лучшему не
изменяется. Более того, из года в год детский
травматизм растёт, дети гибнут и получают увечья
по-прежнему большей частью в непосредственной
близости от дома.
Большинство родителей, обеспокоенных за своих
детей, прибегают к брани, многословным
предупреждениям, и даже к наказаниям. Такой метод
не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто и
старше) не может осознать опасности. Он не
представляет автомобиль в качестве опасности,
которая может принести увечье или лишить жизни,
наоборот, с автомобилем у него связаны приятные
впечатления. Ничто так не влечёт малыша, как
автомобиль будь то игрушечный или настоящий.
Ребёнка можно научить выполнять все требования
безопасности, не прибегая к запугиванию. Ребёнку
необходимо внушить, что проезжая часть
предназначена исключительно для транспортных
средств, а не для игр. Можно научить детей ещё до
того, как они пойдут в школу, умению
ориентироваться в транспортной среде,
прогнозировать разные ситуации, правильно
определять место, где можно переходить дорогу, а
перед переходом быть достаточно терпеливым и
всегда оглядеться по сторонам, прежде чем сойти с
тротуара,
Терпение и настойчивость являются, эффективными
средствами, обеспечивающими успех дела. Терпение
и настойчивость – то, чего нам так не хватает в
повседневной жизни. Терпение и настойчивость,
которыми нам необходимо запастись хотя бы ради
спасения жизни и здоровья собственных детей.
Скорость движения, плотность транспортных
потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро
возрастают, и будут прогрессировать в
дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности
движения становиться всё более важной
государственной задачей. Особое значение в
решении этой проблемы имеет заблаговременная и
правильная подготовка самых маленьких наших
пешеходов – детей, которых уже сейчас за
воротами дома подстерегают серьёзные трудности
и опасности, и жить которым придется при
несравненно большей интенсивности
автомобильного движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий
чаще всего являются сами дети. Приводит к этому
незнание элементарных основ правил дорожного
движения, безучастное отношение взрослых к
поведению детей на проезжей части.
Предоставленные самим себе, дети, особенно
младшего возраста, мало считаются с реальными
опасностями на дороге. Объясняется это тем, что
они не умеют ещё в должной степени управлять
своим, поведением. Они не в состоянии правильно
определить расстояние до приближающейся машины
и её скорость, и переоценивают собственные
возможности, считают себя: быстрыми и ловкими. У
них ещё не выработалась способность предвидеть
возможность возникновения опасности в быстро
меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они
безмятежно выбегают на дорогу перед
остановившейся машиной и внезапно появляются на
пути у другой. Они считают вполне естественным
выехать на проезжую часть на детском велосипеде
или затеять здесь весёлую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путём
соответствующего воспитания и обучения ребёнка.
Важно знать, что могут сами дети:
Начиная с 3-4 лет
- Ребёнок может отличить движущуюся машину от
стоящей на месте. О тормозном пути он ещё
представления не имеет. Он уверен, что машина
может остановиться мгновенно.
Начиная с 6 лет
- Ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный
угол зрения: боковым зрениемон видит примерно
две трети того, что видят взрослые;
- Большинство детей не сумеют определить, что
движется быстрее: велосипед или спортивная
машина;
- Они ещё не умеют правильно распределять
внимание и отделять существенное от
незначительного. Мяч, катящийся по проезжей
части, может занять всё их внимание.
Лишь начиная с 7 лет
- Дети могут более уверенно отличить правую
сторону дороги от левой.
Начиная с 8 лет
- дети уже могут реагировать мгновенно, то есть
тут же останавливаться на оклик;
- они уже наполовину опытные пешеходы;
- они развивают основные навыки езды на
велосипеде. Теперь они постепенно учатся
объезжать препятствия, делать крутые повороты;
- они могут определить, откуда доносится шум;
- они учатся понимать связь между величиной
предмета, его удалённостью и временем. Они
усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем
ближе он находится;
- они могут отказываться от начатого действия, то
есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться
на тротуар;
- но они по прежнему не могут распознавать
чреватые опасностью ситуации.
Важно чтобы родители были примером для
детей в соблюдении правил дорожного движения:
- Не спешите, переходите дорогу размеренным
шагом.
- Выходя на проезжую часть дороги, прекратите
разговаривать – ребёнок должен привыкнуть, что
при переходе дорога нужно сосредоточиться.
- Не переходите дорогу на красный или жёлтый
сигнал светофора.
- Переходите дорогу только в местах, обозначенных
дорожным знаком "Пешеходный переход".
- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси
выходите первыми. В противном случае ребёнок
может упасть или побежать на проезжую часть
дороги.
- Привлекайте ребёнка к участию в ваших
наблюдениях за обстановкой на дороге:
показывайте ему те машины, которые готовятся
поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
- Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не
осмотрев предварительно дорога, – это типичная
ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её
повторяли.
- Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на
проезжей части улицы.
Соблюдать правила необходимо и в
автомобиле
Здесь перед вами открывается обширное поле
деятельности, так как примерно каждый третий
ребёнок, ставший жертвой дорожно-транспортного
происшествия, находился в качестве пассажира в
автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать
следующие правила:
- Пристёгиваться ремнями необходимо абсолютно
всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде
на короткие расстояния. Если это правило
автоматически выполняется взрослыми, то оно
легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку
- Если это возможно, дети должны занимать самые
безопасные места в автомобиле: середину или
правую часть заднего сиденья, так как с него
можно безопасно выйти прямо на тротуар
- Как водитель или пассажир вы тоже постоянно
являете пример для подражания. Не будьте
агрессивны по отношению к другим участникам
движения, не обрушивайте на них ноток проклятий.
Вместо этого объясните конкретно, в чём их
ошибка. Используйте различные ситуации для
объяснения правил дорожного движения, спокойно
признавайте и свои собственные ошибки.
- Во время длительных поездок почаще
останавливайтесь. Детям необходимо двигаться.
Поэтому они будут стараться освободиться от
ремней или измотают вам все нервы.
- Прибегайте к альтернативным способам
передвижения: автобус, железная дорога,
велосипед или ходьба пешком.
Что можно почитать детям
Три друга пешехода в любое время года.
Красный свет – твой первый друг –
Деловито строгий.
Если он зажёгся вдруг –
Нет пути дороги.
Жёлтый свет – твой друг второй
Даёт совет толковый:
Стой! Внимание утрой!
Жди сигналов новых!
Третий друг тебе мигнул
Своим зелёным светом:
Проходи! Угрозы нет!
Я порукой в этом!
При переходе площадей,
Проспектов, улиц и дорог
Советы этих трёх друзей
Прими и выполни их в срок.
Загорелся красный свет –
Пешеходу хода нет!
Светофор
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей,
Шофер!
Красный глаз
Глядит в упор –
Это строгий Светофор.
Вид он грозный
Напускает,
Ехать дальше не пускает
Обождал шофёр
Немножко,
Снова выглянул
В окошко.
Светофор
На этот раз
Показал Зелёный глаз,
Подмигнул
И говорит:
«Ехать можно,
Путь открыт!»
(М.Пляцковский. «Светофор».)
Чтоб никогда не попадать в сложные
положения, надо знать и соблюдать
правила движения!
1. Переходить улицу нужно только на зелёный
сигнал светофора!
2. Игра вблизи проезжей части: опасна!
3. При переходе улицы будьте внимательны!
Обходите трамвай спереди, автобус и троллейбус
сзади.
4. Переходите улицу только в местах, обозначенных
для перехода дороги.
|