Цель:
пропаганда правового воспитания детей в семье.
Вопросы:
Есть
ли у детей права?
Соблюдение
прав ребенка в семье
Давайте
говорить друг другу комплименты.
Ход
собрания
I.
Дети о правах детей
Уважаемые
родители, как ни оцениваете положение детей в нашем
обществе? Есть ли права у ваших детой?
Пока
вы размышляете, давайте послушаем наших детей. (Дети стоят в кругу.)
Подумайте,
кто вы?
Передавая
мяч, пусть каждый назовет себя: «Я...- (ребенок, человек,
девочка, Саша, мальчик, сын и т. д.)
А
кто вы вместе? (Дети, люди и т. д.)
Давайте
подумаем, есть ли у детей права? Как вы считаете?
Что
такое права? (Это правила, по которым живут люди.)
Какие
правила существуют в нашей группе?
Какие
права имеет каждый из вас?
Игра
с мячом «Я имею право».
Так,
уважаемые родители, рассуждают о своих правах ваши дети. Так все-таки есть ли у
них права? Знакомы ли вы с документами, защищающими эти права?
Рассказ педагога
Права
у детей, безусловно, есть. Как есть и закон, определяющий и
защищающий эти права. Все права детей можно условно разделить на четыре группы:
Права
ребенка на существование, выживание. Они включают право на
жизнь, медицинское обслуживание, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу
родителей.
Права
ребенка на развитие. Они охватывают право на образование,
полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными
возможностями и способностями, право на отдых, на досуг.
Права
ребенка на защиту. Они обеспечивают защищенность ребенка от всех
форм насилия, а также особые права детей-инвалидов, детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей.
Право
ребенка на участие в жизни своей страны. Это право высказывать
свое мнение, право на свободу мысли, совести и
религии.
Роль семьи в соблюдении прав ребенка
Итак,
мы выяснили, что Законом «О правах ребенка» определены права детей. Как же они
реализуются в семье в повседневной жизни? Современная семья включена в
различные механизмы общественного взаимодействия, а потому
социально-экономическое положение не может не способствовать усугублению детско-родительских
отношений. Необходимость поиска заработка, проблемы на работе, нехватка времени
у родителей для выполнения поставленных задач приводят к ухудшению их
физического и психического состояния, повышенной раздражительности, стрессам.
Свои стрессовые состояния и эмоции родители часто выплескивают на детей. Если
учитывать все угрозы, запугивания, шлепки и т. п., то почти каждый ребенок сталкивался
с проявлением жестокости, давлением со стороны взрослых.
Защищая
права ребенка на жизнь без насилия, мы должны научиться контролировать свою
речь и поведение. Мы прибегаем к угрозам, стараясь сохранить контроль над
детьми, утвердить свое превосходство. Но любая угроза воспринимается детьми как
насилие. К самым неправильным, неблагоприятным проявлениям насилия следует
отнести физическое воздействие. Мы, взрослые, применяя наказание, проявляем
неумение воспитывать, свое бессилие в решении конфликтных ситуаций, неумение
создать для ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его
личностному развитию и психологическому комфорту.
При
правильном воспитании нет необходимости в наказаниях. Ребенок охотно подражает
взрослому. Пример родителей и подражаемость детей — понятия взаимосвязанные.
Если вы хотите чему-то научить ребенка, покажите ему на своем личном примере
«как надо» и «что надо». Наказания можно заменить терпением, кратким объяснением,
отвлечением от предмета конфликта, неторопливостью и последовательностью своих
действий, одобрением, поддержкой и пониманием, принятием своего ребенка таким,
каков он есть.
Выступление педагога-психолога
Агрессивное
поведение взрослых, отрицательные черты характера становятся для ребенка
предметом для подражания. Если обратить внимание на действия и слова ребенка,
то можно понять особенности внутрисемейных взаимоотношений. Ребенок проявляет
агрессивность в игре с куклами, по отношению к младшим и физически слабым
детям, к животным и т. д. Неприязнь родителей к ребенку вызывает у него
ощущение собственной ненужности, беззащитности и, как следствие, проявление
агрессии.
Давайте
задумаемся, всегда ли мы находим время, чтобы погово- ритьс ребенком,
интересуемся его проблемами, вникаем во все возникающие в его жизни сложности,
относимся к ребенку как к равноправному партнеру?
Нужно
уважать и любить своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым.
Общаться с ним и радоваться, потому что ребенок — это праздник, который пока с
тобой
Поэтому
давайте будем воспитывать детей, не прибегая к насилию в любом его проявлении.
Заключение
—
Надеюсь, наш разговор помог перепрограммировать ваши ценностные ориентации. А
в заключение предлагаю вам памятку.
Десять заповедей родителей
Не
ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или таким, как Вы хотите. Помогите
ему стать не Вами, а собой.
Не
думайте, что ребенок Ваш: он Божий.
Не
требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете. Вы дали ему жизнь.
Как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот - третьему, это
необратимый закон благодарности.
Не
вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что
посеешь, то и пожнешь.
Не
относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и
будьте уверены — ему его ноша тяжела не меньше, чем Вам ваша. А может, и
больше. Потому что у него еще нет привычки.
Не
унижайте!
Не
мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка, мучьте — если
можете и не делаете.
Помните
— для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
Умейте
любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому ребенку то, что не хотели бы,
чтобы другие сделали Вашему.
Любите
своего ребенка, любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним,
радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который пока с Вами.
|