Умственное воспитание
В дошкольный период ребенок должен овладеть некоторыми
специальными знаниями и навыками, которые обычно относятся к собственно
школьным. Это — навыки чтения и счета, знание элементарных математических
зависимостей, ориентировка в родном языке, в окружающей жизни и природе. Это
знания о нашей стране (как она называется, кто ее населяет, какой город
является столицей). Как называется город, где мы живем, что есть замечательного
в нем, где работают взрослые, о своей улице (адрес), семье (как зовут
родителей и кем они работают), о школе, где ребенок будет учиться, о правилах
уличного движения.
Ребенок должен знать наиболее часто встречающиеся в
данной местности растения (деревья, цветы), животных, птиц, наиболее
характерные признаки каждого времени года. Все это дети узнают от родителей во
время прогулок по улицам родного города, на природу, из книг, которые им
читают.
Дошкольника надо многому научить, иначе он окажется
неспособным усваивать школьную программу. О том, чему учить и как учить написано
немало. И все же родители плохо представляют себе, что же именно они должны
делать. Какую книжку прочесть, какую игрушку купить. И бедные дети — под
давлением родителей пишут палочки, выучивают числовой ряд до неизвестных
величин, заучивают наизусть длинные, непонятные им стихотворения и многое,
многое другое.
Но что это даст для их психического развития -развития
восприятия, мышления, самостоятельной речи?
Рассказывает доктор психологических наук.
Давайте присмотримся к такому ребенку. Оля добросовестно
повторяет за бабушкой 1,2,3..., 21,22,23..., 31,32,33. Конечно, Оле это не
очень интересно, но у нее хорошая память, а бабушка не скупится на похвалы и
обещания: «Вот мама придет, мы ей покажем, какая ты умница, можно уже идти в
школу!». И мама, вернувшись с работы, вторит ей: «Ах, какая умница-разумница!
Завтра суббота, пойдем в Детский мир, я тебе новую куклу куплю».
Ну как тут не стараться? И бабушка с Олей стараются -
считают уже до 50. Но вот мы приходим к Олиным родителям, и нам, конечно,
демонстрируют чудо-девочку. Она бойко считает до 50, с нетерпением ждет
восхищения окружающих. Однако я кладу перед ней 10 спичек и прошу посчитать их.
Оля этого сделать не может - она повторяет названия чисел, совсем не глядя на
спички.
«Сколько же тут спичек?» - продолжаю настаивать я. -
Давай пальчик, посчитаем. И ставлю Олин палец против первой спички. Но девочка
меня не понимает, ей невдомек, что счет - средство определения количества, что
все эти слова, которые она выучила и говорит «по порядку», имеют отношение к
реальным предметам. Тогда я говорю: «Оля, давай поиграем. Я возьму 4 спички, и
ты возьми столько же». И беру 4 спички. Она с удовольствием вступает в игру и
берет все остальные (6). Оля не знает слова «столько же» - недовольно говорит
мама, а бабушка и вовсе смотрит на меня, как на коварного врага. Но дело здесь
не в слове; у Оли просто нет никаких количественных представлений, она не
может действовать, даже подражая мне. Не менее печальное зрелище - знание
ребенком букв, не связанных со звукобуквенным анализом слона, а тем более с
умением составлять из букв слоги и слова. Такое знание может оказаться
серьезным тормозом на пути к овладению грамотой. Но даже там, где таких грубых
ошибок родители не делают, где ребенок посещает детский сад и действительно
умеет считать до 10, сравнивать предметы по количеству и многое другое, набор
знаний и сведений, полученных ребенком дома, оказывается таким разрозненным,
что учителю очень трудно на них опереться. Конечно, бывает, родители заранее
проходят с детьми программу первого класса, но и это далеко не всегда благо.
Ребенка нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: учить правильно
пользоваться предметами, окружающими его, именно научить действию.
Детей в 6-летнем возрасте интересует все происходящее
вокруг них, они сами обращаются к взрослым с бесконечными вопросами, но
неплохо, если родители будут стимулировать заинтересованность детей, задавать
вопросы, требующие размышлений. «Почему так думаешь?» «Как ты узнал?». Не
следует, однако, стремиться дать ребенку как можно больше знаний и впечатлений.
Обилие впечатлений лишь утомляет.
Нужно учить детей рисовать, лепить, вырезывать,
наклеивать, конструировать. Рисуя, строя, создавая пластилиновых чудищ,
ребенок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, выражает
свое эмоциональное состояние.
К сожалению, лишь немногие родители задумываются над
тем, что рисование и конструирование - первая продуктивная деятельность
ребенка. Ребенок рисует/лепит, конструирует. Перед ним встают совсем новые
задачи: чтобы сделать рисунок, фигурку, аппликацию, постройку, нужно хорошо
видеть, правильно ориентироваться в пространстве, соотносить силу нажима на
карандаш с толщиной линии и просто правильно держать карандаш. И все это ему
пригодится, когда он начнет учиться писать. Вдобавок, все эти виды деятельности
ребенку интересны, они дают возможность получить удовлетворение от преодоления
трудностей, от достижения намеченного результата, учат настойчивости, в общем,
развивают те качества, которые так необходимы в школе.
В дошкольном возрасте ребенка нужно научить смотреть и
видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать.
Очень важно, чтобы каждый из поступающих в школу детей
усвоил необходимый минимум дошкольных математических представлении и был готов
к успешному освоению школьной программы.
Во время прогулок родители без особых затруднений
научат детей ориентироваться во взаимном расположении предметов окружающей
действительности, сравнивать их. Говоря о школе, детям предлагают определить,
где она находится, направо или налево от нас? А библиотека? А магазин? А
аптека? Можно предложить ребенку назвать в окружающей обстановке предметы,
которые длиннее, короче, выше один другого. К моменту прихода в школу дети
должны сознательно пользоваться этими определениями, понимать их относительность.
В процессе разнообразных повседневных видов деятельности
детей родители могут их подготовить к сознательному счету. В ходе игр дети
могут наблюдать, что 5 игрушек, это 4 и I игрушка, 2 и 3; 2, 2 и 1. Надо только
обратить на это внимание. Главное же в подготовке ребенка к овладению навыками
счета - это разнообразные поручения: поставить на стол 4 больших и
воспринимать образец или представлять себе то, что
будешь строить, лепить, рисовать. Нужно увидеть, что даже самый простой дом
состоит из стен и крыши, увидеть их форму, взаимное расположение в пространстве,
соответствие по величине. Одним словом, нужно произвести сложный (для ребенка)
анализ. Но и это не все: затем то, что увидел, надо уметь воспроизвести, т.е.
сделать такой же дом.
Значит, лепка, рисование, конструирование, вырезывание
открывают возможность научить ребенка видеть, анализировать окружающие
предметы, правильно воспринимать их форму, цвет, величину, соотношение
частей, их пространственное расположение. Одновременно это дает возможность
научить ребенка действовать последовательно, планировать свои действия,
сравнивать результат с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже
окажутся чрезвычайно важными в школе.
Если ребенок умеет планировать свои действия в
каком-то одном виде деятельности, например, конструировании, ему много легче
перенести умения в новую ситуацию, в новую деятельность. Если дошкольник
умеет сравнивать результат своего труда с заданным образцом или с реальным
предметом, то сопоставление результата своих действий с требованиями учителя
или учебника окажется для него не таким уж сложным делом.
Общеизвестно, что труднее всего дети овладевают
письмом. Подготовке к письму помогут разнообразные доступные дошкольникам
ручные занятия: аппликация из цветной бумаги, лепка, рисование, штриховка,
изготовление игрушек - самоделок из картона, дерева, коры, шишек. Выполняя
такие операции, ребенок приобретает твердость руки, учится ориентироваться.
Если ребенок не выговаривает звук «р», шипящие звуки,
надо поупражнять его .в этом, использовав книгу Радиной и Рождественской
«Воспитание правильной речи». Если не удастся самим исправить речь ребенка,
надо обратиться к логопеду.
В целях формирования звуковой культуры речи детей,
родителям следует в разговоре с ребенком намеренно употреблять некоторые
трудные слова (например, аквариум, тротуар...). Надо следить за речью ребенка,
поправлять его в случае необходимости. Правильная речь во многом зависит от
речи окружающих взрослых, чтения детской художественной литературы.
Способность произвольного запоминания, столь
необходимая в обучении, развивается заучиванием стихотворений (с голоса
взрослых). Ребенок до прихода в школу должен знать на память 10—15 небольших
стихотворений поэтов-классиков.
Заучивание небольших стихотворений, загадок, пословиц,
поговорок имеет значение не только для эстетического воспитания. Отгадывание
загадок развивает у детей сообразительность, умение быстро отвечать действием,
словом на разнообразные вопросы и поручения.
Ребенка нужно научить любить книгу и бережно с ней
обращаться. Он должен знать, что над созданием книг для детей трудятся многие
люди: писатели пишут повести и рассказы, поэты пишут стихи, художники делают
рисунки, рабочие печатают книги на машинах, переплетчики делают переплет.
Хорошо, когда родители берут ребенка в библиотеку, рассказывая, что здесь
много книг, из этих книг взрослые и дети узнают новые интересные сведения.
Для освоения порядкового счета хорош следующий игровой
прием: ставят игрушки в ряд, и ребенок правой рукой слева направо считает 2,
2, ... После пересчета он закрывает глаза или отворачивается. Одну из игрушек
убирают. Ребенок должен ответить, какую по счету игрушку спрятали. Для
закрепления этого умения, т.е. порядкового счета, используют поручения типа:
«Принеси с полки 2, 5-ю книгу, просчитай в ней первые 10 страниц». Иногда
можно дать более сложные комплексные задания, где счет сочетается с пространственными
представлениями или умением выполнять эту работу по образцу. Перед ребенком
кладут лист бумаги и предлагают показать, где верх, низ, правая, левая стороны,
левый нижний, правый верхний углы. После этого ребенок по заданию взрослых
должен разместить на листе бумаги различные фигуры или предметы. Ему
предлагают поместить в левом нижнем углу 3 зеленых кружочка, а на правой
стороне положить 5 желтых кружков.
Важнейшей предпосылкой успешного обучения в школе и,
прежде всего, для успешного овладения грамотой и счетом является развитие
устной речи.
Необходимые ее качества: чистое произношение слов,
умение отвечать на вопросы взрослых, пересказывать сказки, рассказы,
прочитанные взрослыми, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
бережно, вовремя возвращать их. Этот навык бережного
отношения к книгам поддерживается и дома. У ребенка должно быть место для книг
(полка, папка) и воспитано умение содержать в порядке книги и картины.
Дети дошкольного возраста много играют, и игра им
помогает ориентироваться в окружающей жизни, выявлять свои вкусы, потребности,
склонности.
Игра-самостоятельная детская деятельность.
Шестилетним детям нужны сюжетные игрушки: куклы,
зверюшки, машины, наборы строительных материалов. Настольные игры, лото
(ботаническое, зоологическое) имеют большое значение для развития усидчивости
(игру надо довести до конца), смекалки и внимания (в ходе игры надо внимательно
слушать, что объявляет ведущий, следить за картинками), для развития устной
речи.
Важно приучить ребенка содержать в порядке свои
игрушки и пособия.
Гарантия от перегрузок
Как правило, большинство родителей первоклассников
беспокоят именно перегрузки. «Не перегружен ли мозг ребенка? Не приведет ли
такое переутомление к расстройству сна, раздражительности?» - такие сомнения и
опасения приходится слышать нередко.
И действительно, перегрузки опасны, прежде всего,
тогда, когда родители по своему усмотрению определяют, чем, когда и как должны
заниматься их сын или дочь. Бывает, стремясь ничего не упустить, не жалея
средств, силой тянут ребенка в «вундеркинды»: учительница по музыке, учитель
по английскому, с бабушкой на фигурное катание, с дедушкой в бассейн...
Ребенок в такой ситуации сам себе не хозяин, за него
решают все другие, к тому же нередко против его желания, без учета его интересов
и сил, помимо его собственной воли. Да-да, и у шестилетнего мальчугана есть
воля, желания, интересы. И все это нужно обязательно учитывать.
Как же найти оптимальную дозировку и по времени, и по
количеству материала для занятий? Ведь надо включить еще и школьные уроки в
распорядок дня, и приготовление домашних заданий. Переборщить очень легко. А
какой же будет результат? Порой страшен: ребенок начинает тихо ненавидеть все,
чем приходится заниматься по указке взрослых, и рвется на улицу, в свободную
стихию никем не контролируемых отношений и дел.
Ответ прост: идите от ребенка. Старайтесь заинтересовать,
увлечь, а не принудить, заставить, настоять.
И еще. Очень важное значение имеет обстановка.
Обстановка в школе, дома. Постарайтесь быть более терпеливее, внимательнее к
своему ребенку, не жалея времени на помощь, и у вас, поверьте, будет
значительно меньше проблем, а ребенок будет все делать спокойно и с
удовольствием. |