Для демократического общества, ориентированного на
удовлетворение потребностей личности, характерно убеждение, что каждый человек
уникален и вносит свой ценный вклад в развитие общества. При полной демократии
все граждане обладают равными правами и в одинаковой степени имеют
возможность участвовать в жизни сообщества во всех аспектах и в полной мере.
То, насколько люди с особенностями развития (инвалидностью) могут участвовать в
жизни общества, является одним из показателей демократии.
Если дети, имеющие ограниченные возможности развития,
обучаются вместе со своими сверстниками, у них появляется равная возможность
получить признание на основе своих сильных сторон и достоинств вне зависимости
от когнитивных, физических, социальных или эмоциональных данных. В
инклюзивных группах у детей появляется представление о диапазоне человеческих
возможностей и ресурсов, что помогает овладеть моделями конструктивного
взаимодействия, формировать принятие и эмпатию.
Дети, обладающие любыми потенциальными возможностями,
развиваются лучше всего, если они активно вовлечены в процесс взаимодействия —
обучение, общение со сверстниками и взрослыми.
Материалы: рулоны туалетной бумаги или платки, с помощью
которых можно будет имитировать основные проблемы развития — слепоту,
отсутствие речи, трудности в движениях рук, ног; фишки (наклейки, значки) для
деления на пять подгрупп: «с проблемами зрения», «с проблемами речи», «с
проблемами в движении рук», «с проблемами в движении ног», и сборная, самая
большая по числу участников — инклюзивная. В нее войдут по одному человеку с
проблемами и несколько человек с «типичным» развитием.
Подготовка собрания: нужно заранее подготовить наборы
игрушек, книг, материалов для инициации активных действий участников. Обратите
внимание на то, чтобы подбор игрушек провоцировал действия. Например, для
подгруппы родителей с «трудностями в движении» — мячи, скакалки, вертушки и пр.
Для подгруппы с «проблемами зрения» — большие красочные книги, пазлы. Для
инклюзивной подгруппы обязательно нужно приготовить лист ватмана, набор гуаши,
кисти, клей, бросовый материал.
Наборы игр, игрушек, материалов заранее раскладываем в
помещении, где будет проходить собрание.
При входе в помещение участникам раздаются наклейки,
платки.
Ход собрания
Ведущий начинает собрание со слов: «Мы готовимся к
очень ответственному шагу, решение о котором не может быть принято без
согласования с вами, без вашего искреннего понимания необходимости этого шага
— к включению детей с ограниченными возможностями развития в наши группы.
Предлагаем вам принять участие в небольшом «действе»,
призванном помочь понять проблему, которую мы хотим поднять на этом собрании,
«изнутри».
Для этого мы разделим всех участников на подгруппы по
выбранным наклейкам (фишкам, значкам)».
Предлагаем повязать платки (или использовать рулоны
туалетной бумаги) таким образом, чтобы получилась группа «с особыми
потребностями»: для имитации проблем с речью — завязать рот; для имитации
проблем со зрением — завязать глаза и т. д.
Подгруппы находят себе место в комнате, там, где для
них приготовлены игрушки.
Внимание! Для создания ситуации «изолированности»
можно из каждой подгруппы выделить по одному участнику, который выводится из
общего помещения (в соседнюю группу, в приемную, в методический или
медицинский кабинет и т. п.), где подготовлены аналогичные наборы игрушек. Там этот
участник пытается существовать отдельно от других, находясь «наедине» с
воображаемым физическим недостатком.
Как только подгруппы соберутся на своем месте, предлагаем
им манипулировать с предметами, поиграть в игрушки в течение 10—15 минут.
После этого каждая из подгрупп должна высказать свои
ощущения, чувства, мысли: Получилась ли игра? Как себя чувствовали? Как
действовали: все вместе или по одному? Что удобно, что неудобно?
Самая большая подгруппа, в которой были люди и «с проблемами»
и «без проблем», завершает общее обсуждение.
Важно, чтобы участники подгрупп поняли, насколько
неэффективна сегрегация (объединение) по проблемному признаку — «все глухие»,
«все слепые«; насколько тяжела изолированность, и насколько конструктивна, во
всех отношениях, инклюзия детей с ограниченными возможностями развития в
коллектив детей, типично развивающихся.
После того, как все участники выскажут свои соображения,
можно вернуться к главной мысли собрания: быть ли инклюзии.
Никто из нас не виноват в том, каким он родился, ни
одна семья не застрахована от рождения слепого или глухого ребенка, никто не
застрахован от несчастного случая — случайного взрыва, аварии; никто не знает,
какая тяжкая болезнь может случиться в его судьбе.
Можем ли мы взять на себя ответственность и сказать
таким детям — НЕТ?
После этого, если эмоциональный пик достигнут, следует
выдержать паузу и задать следующий вопрос: «Согласны ли вы на то, чтобы дети с
проблемами, с особыми потребностями посещали группы нашего детского сада?«
Дальше происходит согласование деталей: какого возраста
могут быть дети с особыми потребностями, с какими проблемами, какими могут
быть формы участия родителей в жизни групп, какая помощь необходима и т. д.
Инклюзия
(включение) детей с ограниченными возможностями развития будет успешной, если
все участники этого процесса осознанно примут решение. |