Особая трудность воспитания в том, что его ошибки,
неправильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве
вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются каждодневно (это
автоматизация действия). Привычка — потребность выполнять данное действие так,
как научили (тихо притворять дверь, здороваться, читать, убирать за собой
игрушки, посуду и многое другое).
Навык прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение:
ребенок, научившись играть, организует себе досуг; научившись владеть иглой,
создает привычку быть аккуратным; научившись готовить — привычку обеспечивать
себя завтраком, ужином.
Многие дурные привычки возникают в связи с неправильно
закрепленным либо плохо усвоенным навыком (например, привычка неправильно
держать карандаш, неправильно говорить).
Когда и в какой последовательности возникают новые
привычки? Помните, что воспитание привычек нужно начинать как можно раньше. К
3—4 годам у ребенка возникает множество стихийно сложившихся привычек, влияющих
иногда и на здоровье ребенка (не ест, хотя голоден, так как привык к
определенному вкусу пищи, не может уснуть, так как нарушены привычные условия
засыпания, др.). Так незаметно для родителей образуется некоторый фундамент
будущей личности ребенка.
Ребенок 3—4 лет должен уметь сам раздеваться и иметь
привычку аккуратно складывать свои вещи, ставить на место обувь. К 7— 9 годам
убирать за собой после еды и мыть посуду. К 10—13 годам овладеть видами
физкультуры (утренняя зарядка, лыжи, коньки, плавание) и иметь устойчивую
привычку заниматься спортом самостоятельно, без напоминания.
Привычки формируются тогда, когда впервые возникает
новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи,
новые обязанности и т.д. Взрослые должны очень внимательно относиться ко всем
тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые. Не
позаботятся родители вовремя заложить хорошую привычку — и вместо нее может
стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.
Привычки воспитываются делами. Действие превращается в
привычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале, помощи,
поддержке). Неудачи, неприятности мешают образованию привычки. Большинство действий
носит бытовой характер (например, уход в семье за животными или растениями),
приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному
результату эти действия быстро становятся привычными.
Родители должны лишь позаботиться о том, чтобы
результат был хорошо заметен самим детям. Для выработки привычки особенно
важны первые впечатления, связанные с выполнением или невыполнением действия.
Ребенка нельзя принуждать к еде. Впоследствии это
может привести к тому, что ребенок не сумеет отличить свои, истинные желания
от чьих-то посторонних (сложилась привычка подчиняться вопреки своим
ощущениям). Позднее взрослые недоумевают: почему он курит? Ведь это так вредно!
Почему она ни к чему не стремится? А потому что детство — время бессознательных
обобщений: отрицательное отношение к еде легко переходит в негативное
отношение ко всему и всем.
Дома ребенку необходимы не игрушки, не мороженое, не
«видики», а мама и папа, общение в чистом виде и событие! Учиться вместе с
ребенком превращать «надо» в «хочется». Уборку, готовку и т.д. можно превратить
в домашнюю лотерею с призом-сюрпризом. Игра — это единственный способ для
ребенка стать взрослым, оставаясь ребенком. Для взрослых — это единственный
способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми.
Искоренение вредных привычек. От привычки одним
обещанием «больше так не делать» — не избавиться. Во-первых, следует
определить причину привычки и упорно ее устранять; во-вторых, дело часто не в
безволии, а в неумении найти средство противодействия дурной привычке.
Распространено заблуждение: привычку надо разрушить,
искоренить. Каждая привычка отвечает какой-то потребности. С течением жизни
меняются потребности, и жизненный опыт подсказывает, что некоторые привычки с
годами исчезают, привычки не вечны. Потому что когда исчезает потребность,
лежащая в основе привычки (либо она удовлетворяется, либо перестает быть
актуальной), привычка бесследно исчезает. Наказание очень редко приводит к
исчезновению привычки.
Воспитание
привычек не должно происходить изолированно от воспитания нравственных
качеств. Хорошие привычки лишь тогда являются основой сильного характера,
когда они воспитываются в единстве с нравственными убеждениями и духовными
интересами. Привычки следует рассматривать как средство достижения какой-либо
цели воспитания, но не как самоцель (например, воспитание вежливости не для
того нужно, чтобы ребенок «производил впечатление», а потому что это делает
совместную жизнь комфортной и приятной).
|