Задачи:
• выявлять представления мам о своей роли в процессе
воспитания мальчика или девочки и специфике этой роли при воспитании сына и дочери;
• формировать понимание матерью своей роли в процессе
формирования позитивной половой идентичности у дочери и сына.
Вопросы для обсуждения.
1. Мать - главный воспитатель: правильно ли это?
2. Влияние примера матери на формирование характера
дочери.
3. Отношения матери с сыном и дочерью.
4. Нужно ли матери ласкать сына? Разрешать ли сыну
плакать?
5. Как не допустить грубого, неуважительного отношения
ребенка к матери?
Методика и формы организации. Урок проводится в форме
обсуждения педагогических ситуаций, круглого стола матерей по обмену опытом воспитания
сына или дочери.
Воспитатель организует обсуждение с родителями
педагогических ситуаций. С подобными ситуациями мог столкнуться любой педагог
или родитель, воспитывая мальчика или девочку. Затем организуется круглый стол
между матерями по обмену опытом разрешения подобных ситуаций при воспитании
своего сына или дочери.
Педагогические ситуации.
№ 1. Вике шестой год. Она очень хочет быть похожей на
свою маму, подражает ее движениям, походке, манере говорить. Она часто
повторяет услышанное от взрослых: "Я вся в маму".
Так же как мама, девочка нежно относится к маленькой
сестренке, заботливо укрывает ее, играет с ней, потряхивает погремушкой,
ласково похлопывает по одеяльцу, чтобы успокоить, когда та плачет. Обращается
к малышке приветливым тоном. Зато тон отношений с бабушкой у Вики совсем иной:
пренебрежительный, высокомерный.
- Сиди уж и помалкивай, старая, тебя не спрашивают.
Эту дерзкую фразу часто произносит мама, а девочка ее
повторяет.
• О чем необходимо помнить матери в общении с дочерью
и другими окружающими людьми?
• Почему воспитание детей надо начинать прежде всего с
самовоспитания?
• Каков возможный прогноз в отношениях Вики и мамы?
№ 2. Воспитатель заметила, что сегодня 4-летний Гриша
пришел в детский сад в возбужденном состоянии: громко разговаривает, спорит,
затевает ссоры с товарищами по игре, отнимает игрушки и даже с трудом подчиняется
ее указаниям. В чем причина?
Вечером, когда отец пришел за сыном, воспитатель
решила выяснить у него необычность поведения ребенка. Отец рассказал:
Утром поспорили с женой. Из-за пустяка... Ссор у нас
не бывает всерьез. А сын притих, все прислушивался, а потом сначала подошел ко
мне и сказал: "Зачем маму обижаешь!", а затем к маме: "Зачем
папу обижаешь!" А она взяла да шутя и подшлепнула сына потихоньку.
Конечно, не больно. Но он обиделся и всю дорогу капризничал.
• Как вы считаете, чем вызвано необычное поведение
мальчика?
• Правильно ли поступила мать Гриши, не придав
значения его словам и реакции на ссору между родителями?
• Как вы относитесь к присутствию детей во время ссор
между родителями?
• Каково влияние ссор между родителями на построение
отношений в будущем в своей семье сыном или дочерью?
№ 3. Пятилетняя девочка, укачивая куклу, подшлепывает
ее, раздраженно проговаривая:
- Посмей только не спать! Сейчас же закрой глаза!
Воспитатель, заметив это, говорит:
- Так с дочкой не обращаются. Лучше приласкай ее, спой
песенку, она и заснет.
Но девочка не слушает ее, возражает:
- А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка
долго не засыпает.
• Как объяснить действия ребенка в игре, основываясь
на психологических особенностях девочки? Назовите их.
• Какую роль в воспитании играют такие особенности как
подражательность, стремление быть похожим на близких?
№ 4. Костя, как зачарованный, остановился возле лужи.
Прежде всего он попытался измерить ее глубину. Разумеется, самым примитивным
способом: постепенно погружая ботинки с пятки на носок, все дальше и дальше
удаляясь от "берега". К восторгу Кости, лужа оказалась не только огромной,
но и глубокой. Далее в ход были пущены более совершенные "измерительные
приборы" - прутик и палочка.
Когда "море" было изучено вдоль и поперек,
маленький исследователь принялся бросать камешки, наблюдая за всплеском воды и
кругами, превращающимися возле "берега" в настоящие волны.
Наконец, и этот эксперимент был завершен. А что если
теперь забросить мяч на самую середину, а затем при помощи все тех же камешков
пригнать его к противоположной стороне лужи?
Костя так и сделал. Но к великому изумлению
любознательного экспериментатора, опыт дал совершенно неожиданный результат:
мяч сам каким-то чудом возвращался назад.
- Что такое? Отчего бы? - размышляет мальчик. Ах, вот
она, разгадка! Появившаяся рябь на воде подсказывала, что это ветер гнал мяч
прямо к Косте.
Опыт повторялся еще и еще раз и все с тем же отрадным
результатом.
Однако почти все открытия сопряжены не только с
победами... Костю ждала неудача. Мяч недвижимым поплавком застыл в самой
середине лужи. Ветер утих, а камушки, как нарочно, пролетали мимо!
Стоит ли описывать Костино смятение! Наконец,
мужественный экспериментатор ринулся за мячом в самую пучину прямо в ботинках.
Когда он был уже у самой цели, во дворе появилась мама... Взрыв гнева
последовал мгновенно: мать отшлепала сына.
- Несносный! Что натворил! Погоди у меня! Дома я тебе
еще добавлю! И о поручении забыл!
Сын плакал...
• Какие психологические особенности мальчиков
проявились в действиях ребенка?
• Можно ли оправдать действия матери?
• Как бы вы поступили на месте этой матери? Обоснуйте
свои действия.
• Почему Костя заплакал? Выскажите ваше отношение к
слезам мальчика. |