Задачи:
• выявлять представления мам о своей роли в процессе
воспитания мальчика или девочки и специфике этой роли при воспитании сына и
дочери;
• формировать у отцов положительную мотивацию к
участию в процессе формирования позитивной половой идентичности у дочери и
сына.
Вопросы для обсуждения.
1. Анализ рассказов детей "Как я провел выходной
день?".
2. Отец - один из первых воспитателей сына и дочери.
3. Влияние примера отца на формирование характера
сына.
4. Роль отца в формировании у дочери женского
самосознания.
Методика и формы организации. Урок проводится в форме
анкетирования отцов с целью определения их стиля воспитания ребенка в семье
(анкеты на нашем сайте), анализа рассказов детей "Как я провел выходной
день", обсуждения педагогических ситуаций, конференции отцов по обмену
опытом воспитания сына или дочери.
До проведения данного "урока" воспитатель
беседует о том, как они провели выходной день, фиксируя внимание именно на
участии отца в организации общения с сыном или дочерью в выходной день.
Проводя анализ рассказов детей на "уроке" воспитатель не называет
имен и фамилий детей.
Воспитатель проводит на "уроке"
анкетирование отцов с целью определения их стиля воспитания ребенка в семье.
Далее воспитатель организует обсуждение с родителями
педагогических ситуаций. С подобными ситуациями мог столкнуться любой педагог
или родитель, воспитывая мальчика или девочку. Затем организуется круглый стол
между отцами по обмену опытом разрешения подобных ситуаций при воспитании
своего сына или дочери.
Педагогические ситуации
№ 1. Утро. В групповой комнате необычное оживление: в
игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают
их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на
играющих.
- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? -
спрашивает его воспитатель.
- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к
стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг,
уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:
- Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино
с дядей Толей. А мама все плакала... Папа шумел всю ночь.
• Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи
на состоянии ребенка.
• Какую, по вашему мнению, помощь может оказать
детский сад семье в создании здорового быта?
№ 2. Костя ноет, выпрашивая разрешение задержаться
"еще минуточку" у телевизора... Мама уговаривает его:
- Не надо плакать. Завтра перед выходными посмотришь
подольше. А теперь не плачь... Ну, успокойся, не нервничай, перед сном это
вредно...
Но Костин голос звучит настойчивее, капризнее. Тогда
мать обращается к отцу:
- Ну, скажи же ты сыну, чтобы он послушал меня!
Отец поддерживает мать и, обращаясь к сыну, спокойно,
не повышая голоса, говорит:
- Ты слышал, о чем сказала мама: пора спать. И
побыстрее. Я не повторяю требования.
Костя больше не пытается капризничать и отправляется
умываться.
Пятилетний мальчик постоянно слышит, как мама
обращается к помощи отца: "Скажи, чтобы послушал меня", "Скажи,
что так нельзя", "Скажи, а то он не слушает", "Скажи...
скажи...".
Мать удивленно говорит воспитателю:
- Почему сын слушается отца беспрекословно, а мои
требования ни во что не ставит?
• Как вы считаете, почему сын не выполняет требований
матери?
• В какой форме нужно предъявлять требования к
мальчику?
• Сравните распоряжения матери и отца: чьи распоряжения
мобилизуют мальчика на их выполнение?
• Правильно ли поступает мать, постоянно обращаясь к
отцу за поддержкой своих распоряжений в присутствии сына?
№ 3. Дима, ему 6 лет, привык, чтобы его хвалили.
Нарисует рисунок и бежит соседям показывать; угостит бабушку конфетой и тут же
резюмирует: "Я добрый"; после прогулки положит свои вещи на место и
ходит сзади мамы: "Правда, я молодец?"; сделает сооружение из
"Строителя" и снова: "Я настоящий мастер, верно?"
- Молодец! Ты у нас самый-самый, - подтверждают
родители. Часто хвалят сына в его присутствии: он рисует хорошо, лучше, чем
другие, и песен много знает, и стихи читает выразительно, и ростом-то выше
своих сверстников. При случае награждают игрушкой, лакомством за то, что не
капризничал, за то, что сегодня хорошо себя вел с бабушкой...
И так изо дня в день.
• Хорошо или плохо, что мальчика часто хвалят?
• Как это отражается на воспитании Димы?
• В каких случаях надо поощрять мальчиков, а в каких -
девочек?
• Какое место вы отводите методу поощрения в воспитании
своего сына или дочери? Приведите примеры. |