Самочувствие родителя можно смело назвать методом
воспитания. A.C. Макаренко говорил: «Воспитание — такая работа, которая
непременно должна доставлять удовольствие». Родители должны быть счастливыми.
Это закладывает традиции жизнерадостности.
Эмоции
регулируют нашу жизнь на физиологическом и психологическом уровнях.
Эмоции радости, смех расширяют сосуды. Неслучайно с
древнейших времен человек ищет и создает искусственное веселье. Но если
радости детства даются в готовом виде, развивается лень души, происходит
непоправимое — человек перестает желать. А лень души порождает лень мысли.
В понятие
«семейные традиции» входит понятие «образ жизни». Многие болезни и проблемы коренятся в образе жизни.
Например, острая проблема современности — наркомания. С одной стороны,
одурманивающие вещества издревле известны и использовались многими народностями
и в разных культурах, с другой — размаха эпидемии и свойства болезни наркомания
приобрела в наши дни. Объяснения тому различные. По одной из теорий,
неизлечимость этого недуга объясняется возбуждением центров удовольствия в
мозгу человека и память об удовольствии ничем не стирается. Предположительно
этому есть генетическое объяснение: все чаще появляются на свет люди с
недостатком способности активизировать центр удовольствия только силами
собственного организма, им нужны способы извне, которые они быстро для себя
обнаруживают.
Радость — социально детерминированное эмоциональное
состояние, и оно воспитывается постепенно. Ребенка радуют более простые вещи,
он еще ограничен в восприятии разных источников, эмоций. У взрослого, имеющего
опыт переживания радости в разнообразных ситуациях, гораздо большее число
видов поведения приносит удовлетворение. А мы очень часто детей воспитываем
так: предлагаем что-то, что кажется симпатичным и радостным для нас, но это
совсем не обязательно так для ребенка. Разве столь редки родители, покупающие,
по сути, игрушки для себя, а интересы ребенка не принимаются во внимание?
Механизмы
воспитания жизнерадостности у ребенка.
Утро. Ребенок требует особой бережности и внимания.
Просыпаться он должен с радостью, должен знать, что его ждет что-то приятное,
интересное. Ребенок способен радоваться и получать удовольствие от выполненной
работы, не лишайте его этой радости. Понятие мышечного удовольствия (от
движения, бега, проч.).
Полдень. К ребенку следует подходить с оптимистическим
настроением. Педагогический оптимизм основан на знании, как разрешить противоречия
в развитии личности ребенка. Положительное подкрепление — первый и очень
сильный регулятор поведения. Но оно должно быть подано в точное время, когда
ребенок начал совершать необходимые действия. Роль похвалы.
Вечер. Не допускать перевозбуждения. Вырабатывать
ритуал подготовки ко сну. Учить самостоятельно готовиться к завтрашнему дню,
чтобы грядущее утро стало началом свершения интересных событий. Создавать
оптимистический рубеж, опираясь на положительное в ребенке. Музыка — хорошая
разрядка эмоций, она может оказывать расширяющее воздействие на сосуды
организма. У древних арабов, например, существовал обычай сбора музыкантов около
больниц для скорейшего выздоровления пациентов.
Дети любят поговорить по душам, послушать сказку,
посекретничать, пусть это тоже будет приятным ожиданием следующего дня.
Положительные эмоции воспитываются. Преобладание
радости создает благополучие, субъективное ощущение счастливой жизни, что, в
свою очередь, отражается на состоянии здоровья человека, оптимистичном восприятии
трудностей, убежденности в поправимое любой ситуации.
|