Ответы на вопросы родителей. Продолжительность встречи
50 минут.
Памятка
Пример взрослых, окружающая среда и вся обстановка
представляют важные факторы для развития высшей нервной деятельности. В
атмосфере недовольства, волнений, раздоров возникают самые разнообразные формы
детских неврозов, а спокойное гармоничное окружение ребенка есть лучшее
средство для формирования твердого, законченного характера.
Н.И. Красногорский «Высшая нервная деятельность
ребенка»
Двигательные навыки, сформированные у детей до 7 лет,
составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе и позволяют
в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Правильно организованное
физическое воспитание способствует умственному развитию детей, так как
создаются благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы и
всех других органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию.
У детей развиваются все психические процессы (мышление, воображение, речь и
др.), а также мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.),
поэтому:
♦ учите детей играть в спортивные игры (городки,
бадминтон, настольный теннис и др.) и выполнять элементы спортивных игр
(хоккей, футбол, волейбол и др.);
♦ постарайтесь дома, на даче иметь любой спортивный
комплекс (качели, стенку, стойки и т.п.), так как это способствует
совершенствованию двигательных навыков;
♦ формируйте навык правильной осанки в положении сидя,
стоя и при ходьбе;
♦ прививайте первоначальные навыки личной и
общественной гигиены (мытье рук, забота об одежде, обуви, поддержание в чистоте
игрушек и др.);
♦ учите детей названиям частей тела, направлениям движений
(вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево, кругом и др.);
♦ закрепляйте знания о явлениях природы, общественной
жизни, повадках животных, птиц, насекомых в процессе занятий физическими
упражнениями, так как в игре у детей развивается воображение, уточняются
представления (дети воображают себя зайкой, птичкой и т.п.), которые
подкрепляются игровыми действиями самих детей и сопровождаются радостным
настроением.
Природой в ребенке заложен огромный потенциал сил,
энергии, возможностей для роста и развития. Пропорции детского тела отличаются
от взрослого: маленькие дети, как и детеныши животных, вызывают умиление и
нежность — этим природа увеличивает шансы на выживание: о милом и симпатичном
существе охотнее заботятся, ухаживают, ласкают.
В раннем детстве физическое и интеллектуальное
развитие идет параллельно. (Можно рассказать о физическом воспитании по системе
Никитиных).
В дошкольном детстве ребенок осваивает прямохождение,
развивает крупную (походка, мышечная нагрузка) и мелкую моторику (мышцы
кисти). (Напомнить о связи с речевыми центрами, о занятиях в клубе оригами на
базе детского сада.)
Дети очень подвижны. Неутомимы в своем желании бегать,
прыгать, скакать, устраивать себе препятствия, и они получают от всего этого
мышечное удовольствие. Взрослые успевают позабыть об этой радости, они менее
подвижны и менее жизнерадостны и детям не позволяют шалить, резвиться («Веди
себя хорошо!», «Не носись как угорелый!» и т.д.), закладывая установку на
малоподвижный образ жизни.
Хорошо бы направить детскую энергию в полезное русло:
познакомить ребенка с тем, что такое зарядка, санки, лыжи, бассейн,
тренажеры, мячи и пр.
Распространенная ошибка — стремление обеспечить
ребенка всем «самым-самым», порой в комнате малыша его самого не видно из-за
игрушек, развивающих комплектов и спортивных снарядов. Но ребенок учится через
подражание и совместные со взрослым действия! В играх копирует то, что увидел
дома, по телевизору, на улице. Действует «как мама», «как папа». Копирует
походку, жесты, привычки, проявление эмоций, интонацию, слова. Точность повторения
удивительная! Дети не дают оценок, они наблюдают и повторяют. Они усердно
учатся. И если родители делают зарядку по утрам, внимательны к своему здоровью,
то и для детей это станет нормой, содержанием каждого дня. Но дети перенимают
не только хорошее, но и то, что взрослые назвали бы «дурным». Нередко взрослые
ведут себя так, словно воспитание — это запрещение детям того, что
позволительно им самим, или требование от детей того, что самому делать лень.
Подражание в детстве накапливает опыт взаимодействия с
миром и самим собой, и это фундамент для следующего возрастного периода —
подросткового, потому что и ребенку, и его воспитателям будет на что опереться.
Ребенок умеет прилагать усилия, занимать себя, у него сформировались интересы
и умение удовлетворять свои потребности, способность заниматься саморазвитием
и многое другое. Хорошее физическое развитие и самочувствие — это основа
интереса к жизни.
А если ребенок «упорно не замечает» требований
родителей по соблюдению тех или иных семейных правил? Бывает и такое. Правило
должно быть правилом для всех членов семьи, а не только для младших.
Ребенок через игру учится осваивать окружающий мир,
понимать его, смиряться с требованиями, творчески подходить к решению
проблем. Обучение навыкам легче всего осуществляется через игру. В детском саду
работают опытные специалисты, обратитесь к ним: как лучше организовать игры
дома, как в игровую форму облечь то или иное дело, если у самих не очень
успешно получается. Методисты, воспитатели, музыкальные и физкультурные работники,
психолог, логопеды — все специалисты к вашим услугам. Приглашаем вас к обмену
опытом, к сотрудничеству.
|